В рамках системы госзаказа закупками малого объема принято называть прямое заключение контрактов с поставщиком на небольшие суммы. Этот способ популярен у заказчиков по 44-ФЗ, поскольку позволяет получить необходимые товары и услуги в короткие сроки и без лишней подготовки. Однако прямой выбор исполнителя заказчиком противоречит самой сути поэтому закон накладывает на него определенные ограничения.
В общем случае цена контракта при проведении малой закупки не должна превышать 100 тыс. рублей. Но количество таких контрактов не может быть бесконечно, иначе бы заказчики применяли только этот способ. Объем малых закупок в денежном выражении не должен превышать:
Для отдельных категорий заказчиков предусмотрен более высокий лимит цены контракта по малым закупкам — 400 тыс. рублей. Правило распространяется на учреждения культуры, занятые сохранением объектов наследия, образовательные и спортивные организации, театры, музеи, цирки, планетарии, парки и подобные учреждения. Годовой объем малых закупок таких организаций не должен составлять более половины от совокупного объема закупок и при этом не должен быть более 20 млн рублей.
По объектам закупки ограничений практически не существует. Это значит, что закупать напрямую у поставщика можно любые товары и услуги при условии, что сумма каждого контракта не превысит 100 тыс. рублей.
На практике к такому методу чаще всего прибегают для периодического приобретения небольших партий товаров или длительных услуг. Среди объектов закупок малого объема популярны «расходники», используемые для обеспечения в жизни офиса: канцтовары, вода, бытовая химия и прочее. Также нередко к прямым контрактам прибегают, когда потребность в чем-то возникла срочно. Например, понадобилось воспользоваться услугами сервисного центра для ремонта офисной техники или автомобиля.
Самый большой плюс малых закупок в том, что провести их можно очень быстро. Заказчику не нужно готовить документы и тратить время на проведение конкурентной процедуры. К тому же можно без проблем сотрудничать с проверенными поставщиками, снижая таким образом риски неисполнения контракта.
Документальное оформление закупок до 100 тыс. рублей также максимально упрощено. В план закупок малые объемы включаются общей суммой, без какой-либо детализации. Извещение о проведении такой процедуры публиковать в ЕИС необходимости нет. Отсутствуют у заказчика и прочие обязанности: обосновывать цену и условия контракта, направлять данные о нем в реестр, составлять отчет.
Минусы тоже есть, но в большей степени для всей сферы госзаказа, чем для отдельно взятого заказчика. При осуществлении малых закупок организация действует исключительно на собственное усмотрение. Понятно, что такое положение дел не способствует прозрачности закупочной деятельности. Это дает возможность для реализации коррупционных и прочих нерыночных механизмов.
Еще один минус — в отсутствии конкуренции. Нет борьбы участников, поэтому нет возможности получить лучшие условия сделки.
Порядок закупок малого объема не регламентирован, поэтому каждый решает этот вопрос самостоятельно. Статистика говорит о том, что многие организации при наличии возможности заключают контракты с теми поставщиками, с которыми уже имели дело. Если нужно приобрести новый объект, то специалист по закупке изучает рынок и выбирает поставщика.
Надо отметить, что это не самый эффективный подход, поскольку приводит к существенному росту накладных расходов. Из-за этого реальная стоимость приобретенных объектов зачастую в полтора-два раза выше, чем их заявленная цена. К тому же опросы показывают, что лишь 1/3 часть заказчиков полностью удовлетворена качеством товаров и услуг, полученных в результате малых закупок.
Считается, что повысить эффективность поможет автоматизация процесса. Один из ее вариантов — автоматизированные системы закупок малого объема, которые внедрены в отдельных регионах России. Это торговые площадки, где поставщики и заказчики могут найти друг друга. Например, в Москве создана площадка «Электронный магазин», которая является подсистемой городской системы торгов ЕАИСТ. С ней интегрирован «Портал поставщиков», на котором регистрируются компании и ИП, желающие поучаствовать в госзакупках.
Закон не ограничивает количества контрактов на закупку однородного товара при условии, что не превышены установленные лимиты. Поэтому у заказчиков зачастую возникает соблазн раздробить один крупный контракт на множество мелких и провести под видом малых закупок. С одной стороны, формального запрета на это в законе нет. Но с другой стороны, контролирующие органы могут признать такой подход нарушением. На практике все зависит от конкретных обстоятельств.
Например, организация закупает программное обеспечение для ведения внутреннего учета. Цена полного пакета превышает 100 тыс. рублей, поэтому нужно проводить конкурентную процедуру. Однако заказчик идет на хитрость и приобретает каждый модуль системы по отдельности. Цена каждой покупки составляет менее 100 тыс. рублей, поэтому контракты заключаются напрямую с поставщиком. Иногда доходит до абсурда: один заказчик таким образом заключил более 50 малых контрактов на приобретение отдельных модулей информационной системы. Их общая стоимость составила более 5,5 млн руб. ФАС посчитала это нарушением, аргументируя тем, что каждый отдельный модуль не является самостоятельным продуктом и не работает без других элементов. На самом деле заказчик хотел приобрести весь программный комплекс, а раздробил покупку умышленно, чтобы не проводить конкурентную процедуру.
В то же время если заказчик разбивает контракт на поставку однородных товаров общей суммой 300 тыс. рублей на 3 части, да еще и разносит их по времени, то такие действия вряд ли вызовут излишнее внимание контролеров.
В рамках системы закупок существует еще одно схожее понятие — это закупка у малых компаний. Если официально, то у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Несмотря на схожесть формулировки, малые закупки и закупки у малых компаний — совершенно разные вещи, которые не нужно путать.
Для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, объем закупки у субъектов малого предпринимательства составляет не менее 15 %. В отличие от закупок до 100 тыс. рублей, такие процедуры строго регламентированы. Поставщик должен определяться конкурентным способом, процедура оглашается в ЕИС, лимит цены контракта также гораздо выше. Кроме того, о проведении закупки у малого бизнеса заказчик раз в год обязан составить отчет.
Итак, малые закупки — удобный для заказчика инструмент быстро удовлетворить потребности в товарах и услугах. Они не требуют какой-то особой подготовки, а представляют собой обычное заключение контракта с выбранным поставщиком. Главное — вписаться в установленные законом лимиты. Дополнительных обязанностей, например составлять или отчет по закупкам малого объема, у заказчика не возникает.
Однако нужно помнить, что такой способ закупки все-таки предусмотрен законом в виде исключения, ведь недаром он ограничен по цене контракта. Основной целью системы закупок служит повышение прозрачности использования бюджетных средств, а проведение неконкурентных процедур этому, увы, не способствует. Поэтому пользоваться малыми закупками нужно с умом, чтобы не привлечь излишнего внимания контролирующих органов.
Как заключать договоры? По общему правилу закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика. Заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика только в случае, если закупка путем конкурентного способа определения поставщика признана несостоявшейся (п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Закупка товаров (работ, услуг) у единственного поставщика является наиболее удобной для большинства заказчиков, если цена контракта незначительна. Закон разрешает разово закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб.
Закупки малого объема по 44-ФЗ - это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.
Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.
Закупки до 100 тысяч рублей Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.
Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем.
Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.
В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Является ли закупка у ед.поставщика через электронный магазин гарантией того что поставщик соответствует требованиям ст.31.
Если нет, то необходимо ли предъявлять требования к ед.
поставщику в соответствии со ст.31. Заключение контракта с единственным поставщиком через электронный магазин не является гарантией соответствия выбранного поставщика требованиям, устанолвенным статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
На единственного поставщика требования, установленные статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ, распространяются.
Соответственно, выбрав поставщика в электронном магазине, необходимо установить его соответствие требованиям, перечисленным в части 1 и части 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Важно
Пошаговая инструкция по заключению договора с единственным поставщиком до 100 т.р.
Такие заказчики вправе осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей каждая.
При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.
Это два правила («100 000» и «400 000») дополняют друг друга, т. е. заказчик, например, библиотека или школа, вправе закупить товаров, работ, услуг у единственного поставщика по 100 тыс. руб., скажем, на 2 млн. руб. и одновременно, половину всех своих закупок также произвести у единственного поставщика по 400 тыс. руб. (не более чем на 20 млн. руб. в сумме). Читайте также: Закупка у единственного поставщика: что нужно учитывать Кто имеет преимущества при осуществлении малых закупок Существуют случай, когда ограничений на использование «малых» закупок нет.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.
Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.
Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются.
Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке. Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме.
Закупка у единственного поставщика — это неконкурентная форма определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при которой последний выбирается без формальной процедуры отбора. То есть заказчик может просто предложить заключить контракт конкретному поставщику или принять предложение от конкретного поставщика.
Такая схема взаимодействия заказчика и поставщика имеет ряд очевидных преимуществ для каждой из сторон:
Есть и недостатки. Сюда можно отнести:
Разумеется, проводить такие закупки заказчики могут далеко не всегда.
Для этого у них должны быть четкие основания, которые закреплены в законе. Таких оснований много, мы рассмотрим самые популярные из них на примере двух основных федеральных законов в сфере закупок — 44-ФЗ и 223-ФЗ.
223-ФЗ |
|
|
|
По 44-ФЗ полный список таких оснований содержится в ст. 93, по 223-ФЗ — в Положении о закупке каждого конкретного заказчика.
Давайте чуть подробнее остановимся на закупках малого объема: по 44-ФЗ это закупки до 100 000 рублей и в отдельных случаях до 400 000 рублей, по 223-ФЗ это закупки до 500 000 рублей крупных заказчиков.
В зависимости от обстоятельств, размещать такие закупки заказчики могут на самых разных ресурсах или вообще проводить их «на бумаге». С учетом планомерного перехода отрасли в цифровой формат и общей унификации закупочного процесса все больше заказчиков отдают предпочтение единым электронным подсистемам, где можно консолидировать все закупки малого объема, и где работают и поставщики, и заказчики. Поставщики размещают свои предложения, заказчики выбирают оптимальный для себя вариант и напрямую заключают контракты.
Заказчики также могут размещать потребности в товарах, работах и услугах в виде сформированных закупок, в ответ на которые поставщики направляют свои предложения (по данной схеме происходит подавляющее количество закупок через электронный магазин). Одна из таких систем называется «Электронный магазин закупок малого объема», она разработана и внедрена электронной площадкой РТС-тендер. Эти электронные магазины запущены и функционируют более чем в 30 субъектах РФ.
Как же стать единственным поставщиком?
Универсального рецепта здесь не существует. Можно лишь дать несколько рекомендаций, которые повысят ваши шансы на участие в этом способе закупок:
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:
В отношении них также существуют ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
Печать Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения.
Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Обоснования малой закупки Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс.
рублей имеет абсолютно каждый заказчик.
Закупки малого объема по 44-ФЗ - это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила. Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.
Закупки до 100 тысяч рублей Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей. Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем.
Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.
Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ), такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908).
Инфо
Приложение № 2). Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры. Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.
Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются. Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ. Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти.
Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке. Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме.
Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок - они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб. Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется.
Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода. Штраф за нарушение требований в закупках малого объема Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.
При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.
В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку. Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему.
В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил. Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Внимание
В этом случае годовой лимит закупок устанавливается на уровне 50% от общего объема закупок в год. Эта цифра не может превышать 25 миллионов рублей. К таким заказчикам относят:
Телерадиовещательные организации.
Полный перечень таких организаций прописан в пункте 1.5 93 статьи 44-ФЗ. При расчете общего годового объема закупок принимают во внимание только оплаченные за этот период контракты.
Отступления от норм возможны и для организаций исполнительной власти. Они вправе устанавливать годовой лимит малых закупок самостоятельно.
В рамках КоАП России действует ответственность заказчика за превышение лимитов по таким закупкам. Может быть наложен штраф в размере не менее 30 тысяч рублей. Поэтому для заказчика важно тщательно контролировать свои расходы и правильно планировать закупки. Порядок проведения малой закупки в рамках 44-ФЗ Проведение малой закупки начинается с выявления потребности заказчика. Организатор должен определить важный для него объект закупки, который он может закупить у единственного поставщика, рассчитать цену и подготовить проект контракта. Заказчик формирует приглашение для участника, которого планирует привлечь к поставке. Если потенциальный поставщик соглашается на предложенные условия, заключается контракт. При этом в договоре обязательно должно быть прописано основание, на котором выбран именно этот метод закупки.
Такие заказчики вправе осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей каждая. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.
Это два правила («100 000» и «400 000») дополняют друг друга, т. е. заказчик, например, библиотека или школа, вправе закупить товаров, работ, услуг у единственного поставщика по 100 тыс. руб., скажем, на 2 млн. руб. и одновременно, половину всех своих закупок также произвести у единственного поставщика по 400 тыс. руб. (не более чем на 20 млн. руб. в сумме). Читайте также: Закупка у единственного поставщика: что нужно учитывать Кто имеет преимущества при осуществлении малых закупок Существуют случай, когда ограничений на использование «малых» закупок нет.
Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок - они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб. Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода. Штраф за нарушение требований в закупках малого объема Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика. При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.
Закона N 44-ФЗ).При заключении договора, сумма которого не превышает 100 тыс. рублей заказчик вправе руководствоваться пунктом 4 или пунктом 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44 Нужно ли регестрировать договора в реестре контрактов 2.0 по п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона. 1) Надо ли регистрировать договора до 100 и до 400 тыс (заключенные в Электронном магазине) в реестре госкантрактов на ООС. В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона.
Ответы Разъясните пожалуйста порядок заключения договоров на регулярные услуги, по которым в 2013 году были ежеквартальные пролонгации до 400 т.р. в квартал. Например – бухгалтерское обслуживание, клининг, озеленение и т.д. При заключении контракта с единственным поставщиком, даже при наличии соответствующих правовых оснований, необходимо в письменном отчете обосновать нецелесообразность или невозможность определения поставщика конкурентными способами (часть 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).
Поэтому в настоящее время такие договоры целесообразно заключать путем проведения конкурентных процедур. Заключение дополнительных соглашений к контрактам (договорам) не предусмотрено законом. У учреждения в план-графике все договоры на сумму до 100 000 руб.
Лимита средств 5% не хватает на заключение всех договоров.
Внимание
В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку. Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Специальными нормами при проведении закупок небольшого объема пользуются организации исполнительной власти федерального уровня — их годовой лимит объема закупок на сумму до ста тысяч определяют в особенном порядке. При организации малых закупок законодательство РФ избавляет учреждения от нужды:
Правонарушения Некоторые недобросовестные заказчики усматривают в возможности проводить закупки у одного поставщика способ уклониться от проведения торгов или даже способ заключать контракты напрямую с определенной организацией.
Инфо
Каждый заказчик иногда организует закупки на малые суммы. Зачастую объем закупаемых работ либо товаров очень мал, поэтому организация торгов является экономически и практически неэффективной. Вследствие этого на законодательном уровне разрешены небольшие закупки у единственного поставщика, без организации длительных и сложных торгов.
Важно
Возможность проведения Форма малой закупки возможна исключительно при контрактной цене не более ста либо четырехсот тысяч рублей. Размеры границы цены зависят от формы организации заказчика, видов деятельности и объема закупок в год. Причины для реализации этих закупок детально определены статьей 93 закона №44-ФЗ.
При осуществлении малых закупок закон снимает с заказчика обязательство по обоснованию цены контракта, предоставлению отчета о невозможности использовать прочие методы закупки, демонстрации итогов каждого этапа процедуры. Кроме того, организатор может вообще нигде не размещать информацию о проводимой процедуре, в том числе и в ЕИС. Это остается его добровольным правом. Отличие малых закупок по 223-ФЗ В соответствии с частью 15 статьи 4 223-ФЗ малой признается закупка, сумма которой не превышает 100 рублей.
Это справедливо для организаций, годовая выручка которых не превышает 50 миллиардов рублей. В противном случае малой признается закупка на сумму до 500 тысяч рублей. Информацию о таких закупках организатор не обязан размещать в ЕИС.
Каждый заказчик вправе самостоятельно определять перечень закупок, к которым может применять упрощенный порядок проведения процедуры.