Краболов. Одна из самых опасных профессий в мире. Сервисы по доставке запасных частей

Финансирование клиентов Damen предлагает широкий спектр вариантов финансирования. Они доступны для любого типа судна, оборудования или связанных с ними услуг, в том числе готовых комплектов, поставляемых судостроительным отделом технического сотрудничества Damen.

Финансирование клиентов Damen возможно не только для частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, мы также сотрудничаем с государственными органами, такими как береговая охрана, полиция и портовые власти. Damen поддерживает отношения со всеми нидерландскими коммерческими банками, а также с многочисленными банками за рубежом. Являясь крупным клиентом голландского экспортного кредитного агентства, Atradius, Damen имеет большой опыт в организации экспортных кредитов со страхованием экспортных объектов кредитования.

Услуги по доставке судов


Услуги Damen по доставке судов гарантируют, что наши клиенты получат свои суда безопасно и готовыми к работе. Мы предлагаем полностью позаботиться о всех логистических услугах через нашу всемирную сеть сервисной поддержки. Наши услуги включают в себя поставку судов своим ходом, перевозку на судах для сверхтяжелых грузов, буксировку и полупогружную транспортировку.

В качестве международного судостроителя Damen обладает обширными знаниями каждого судна и транспортных договоров и условий, мы имеем многолетний опыт работы по доставке в отдаленные и труднодоступные пункты назначения. Если говорить кратко, то наши клиенты выигрывают от наших надежных и конкурентоспособных судоходных решений.

Сервисы по доставке запасных частей


Сервисы Damen по доставке запасных частей предлагают конкурентоспособные цены, эффективную и экономически выгодную доставку и быстрое время реагирования. С нашим многолетним опытом мы сформировали сильную покупную способность и обширную сеть поставщиков. За счет расширения нашей сети глобальных центров обслуживания, имеем возможность сократить время реагирования. Наша служба выходит за рамки быстрой доставки запчастей; мы также предлагаем решения по допоставке, сохраняя запчасти на складе еще до того, как они Вам понадобятся.

Чтобы свести к минимуму эксплуатационные расходы и повысить производительность судов, важно иметь правильные запасные части. Наша система компьютеризированного управления техническим обслуживанием (CMMS) позволяет полностью автоматизировать пополнение запасов на складе.

Онлайн магазин запчастей

Для того, чтобы поддержать наших клиентов в режиме 24/7, Damen создала интернет-магазин запасных частей на нашем сервисном портале www.damenservices.com . Здесь Вы можете сделать заказ прямо из нашего интернет-каталога запчастей. Наш комплект поставки не ограничен только судами Damen, а также ни самим каталогом. Если необходимые Вам детали не доступны онлайн, мы предлагаем Вам подать онлайн-заявки. Ваш сервисный менеджер с удовольствием предоставит требуемый компонент. С Damen в качестве партнера, Вы можете испытать преимущества комплексного обслуживания.

Перепродажа Damen


Damen является уникальной, предлагая привлекательные гарантии по выкупу стандартных судов из нашего ассортимента продуктов у клиентов или финансирующих банков. Мы знаем, что Damen качество означает, что наши суда имеют премиум стоимость перепродажи. Известно, что суда купленные 20 лет назад, продавались по той же цене, что и два десятилетия спустя.

Damen рада выкупить суда или помочь клиентам продать их при покупке нового судна. Наша команда также предлагает брокерские услуги, будь то суда Damen или других судостроителей, и мы можем помочь клиентам, которые ищут суда для чартера.

Первый отечественный «краболов» в истории современной России уже через несколько часов будет на воде! Ленинградский судостроительный завод «Пелла» 26 декабря спускает на воду новенькое краболовное судно проекта 03070 «Русь». В преддверии этого события «Стапель» рассказывает о том, какое основное оборудование стоит на этом судне.

«Русь» можно по праву считать отечественным судном, ведь и техпроект, и весь комплект рабочей и приемо-сдаточной документации готовило отечественное конструкторское бюро ПКБ «Петробалт». То есть, российская не только верфь-строитель, но и сам проект, что для всей рыболовной отрасли знаковый момент.


Фото: Петробалт

Всего завод должен построить два судна этого проекта. Контракт на головной «краболов» «Пелла» и дальневосточная компания «Антей» подписали в июне 2017 года, а на церемонии закладки судна 2 марта 2018 года оба участника решили продлить соглашение еще как минимум на одно судно.

За базу для проектирования краболова «Пелла» взяла ярусолов PL -475. Адаптацию проводило КБ «Восток», а техпроект, РКД и полный комплект приемо-сдаточной документации готовило КБ «Петробалт». Технические характеристики судов обоих проектов схожи.


Ярусолов проекта PL-475. Фото: ЛСЗ «Пелла»

Илья Щербаков : «В первую очередь это проект интересен тем, что это первый проект краболовного судна, который за последние 20 лет реализуется в России, причем начиная от проектирования и заканчивая производством. И «Петробалт» буквально с первых эскизов включился в работу над этим судном. Мы совместно с заказчиком и инженерным отделом «Пеллы» фактически с нуля разрабатывали все планировки, все технические решения, компоновку общего расположения. На наш взгляд, компоновка очень удачная, и мы надеемся, что заказчик будет применять ее на следующих подобных судах, которые будет строить ЛСЗ «Пелла».

Корпус «краболова» стальной, а вот рулевая рубка из алюминиево-магниевого сплава. Изготовлена она одним модулем. Если кто не знал, у «Пеллы» есть отличное алюминиевое производство, с «топовым» сварочным оборудованием и квалифицированными специалистами.

В носовой части судна расположены цистерны для транспортировки живого краба (RSW-танки). Суммарный объем всех цистерн 461 кубометр, чистая вместимость около 90 тонн.


Фото: ПКБ «Петробалт»

Для загрузки и выгрузки отсортированного живого краба в RSW -танки в носовой части судна установлен электрогидравлический грузовой кран со складной стрелой Palfinger PKM 350 (г/п 3600 кг при вылете стрелы 12 м).


На краболове установлены две мачты. Носовая изготовлена из стали, тогда как кормовая — из алюминиевого сплава. Фото: Петробалт

Поддержание необходимой температуры забортной воды в цистернах хранения краба обеспечивает отдельная холодильная установка. Кроме того, в RSW -танки подается охлажденный воздух. В состав этой системы входят две компрессорных установки воздуха PG -30 «PEDRO OIL » по 350 м3/ч каждая, охладители, насосы.

Обработка, сортировка, взвешивание и учет выловленного краба проводится в специальном помещении. Там же установлен специальный складной транспортер для передачи живого краба в RWS-цистерны.


Фото: ПКБ «Петробалт»

В кормовой части судна складируются ловушки, якоря, проводятся все операции с наживкой. Для погрузо-разгрузочных работ на корме используется электрогидравлический телескопический кран Palfinger PKM 150 (г/п 2100 кг при вылете стрелы 6 м).


Фото: Дмитрий Курников (@dimkakurnikov)

Роль главной энергетической установки выполняет один главный двигатель фирмы Wartsila 6L20, мощностью около 1200 кВт при 1000 об/мин.

Пропульсия на краболове классической схемы через упорную муфту, редуктор и валопровод на винт регулируемого шага.

Вспомогательный дизель-генератор на судне от компании Caterpillar марки С18 мощностью 565 экВт при 1800 об/мин. Аварийный ДГ также производства Caterpillar , марки C 7 электрической мощностью около 120 экВт при 1800 об/мин.


На фото виден кормовой кран и дежурная шлюпка типа RSB-0417, вместимостью 6 человек, с отдельным спуско-подъемным устройством. Фото: Петробалт

В состав вспомогательной энергетической установки также входит водогрейный отопительный котел фирмы ACV тип СА200 тепловой мощностью около 200 кВт и инсинератор фирмы Detegasa типа IRA -10 мощностью 110 кВт.


Фото: ПКБ «Петробалт»

Для обеспечения необходимых мореходных качеств при швартовке и при операциях с ловушками на судне предусмотрено носовое подруливающее устройство типа Shottel «PumpJet» выдвижного типа мощностью около 200 кВт. Конструкция подруливающего устройства позволяет кратковременно использовать его как движитель малого хода без использования основной пропульсии.

Якорно-швартовные операции с выборкой становых якорей обеспечивает носовой якорно-швартовный брашпиль DMT 202 –E 34K 2 с электрическим приводом тяговым усилием 97 кН.

Сами якоря и якорные цепи на судне пока не установлены, но по документам судно будет оснащено якорями повышенной держащей силы типа HHP-POOLTW FULLY BALANCED весом 1080 кг каждый. По-походному якоря располагаются в бортовых наделках.

Поставками дельных вещей, в том числе дверей, иллюминаторов занималась компания «Арис». Она же будет поставлять и судовую мебель. Ориентировочные планировки кают можно оценить по 3D-модели ПКБ «Петробалт».


Каюта капитана. Фото: ПКБ «Петробалт»
Каюта рядового состава. Фото: ПКБ «Петробалт»

И вид на ходовой мостик.

Рассказывает генеральный директор ПКБ «Петробалт» Илья Щербаков : «Проект интересен еще тем, что абсолютно вся проектная документация здесь разрабатывается в единой САПР-системе, начиная с экскизного проектирования и заканчивая выпуском РКД. В том числе, здесь же идет передача информации от проектанта к заводу или от проектанта к проектанту. На наш взгляд это очень верный шаг, потому как таким образом мы полностью исключаем ошибки, которые могут возникать при работе над проектом в разных САПР-системах».

Самое главное и интересное мы припасли для нашего видеорепортажа. Так что следите за обновлениями! Продолжение следует…

Морской сайт Россия нет 12 ноября 2016 Создано: 12 ноября 2016 Обновлено: 12 ноября 2016 Просмотров: 5631

Профессия краболова - одна из самых опасных в мире: ни один сезон, каким бы коротким он ни был, не обходится без травм. Discovery Channel вот уже пятый сезон подряд пристально следит за этим титаническим трудом, а операторы канала освоились на краболовных судах как заправские моряки.

Быть краболовом - непростое дело. То, что делают эти парни, - самый настоящий героизм и в то же время - самая обычная работа, которую краболовы не считают чем-то выдающимся.

Парадокс? Парадокс. Чтобы его разрешить, мы взяли интервью у капитана Сига Хансена и выяснили, сколько времени может провести краболов без сна, как за четверо суток заработать полмиллиона и почему на краболовецком судне нет чемоданов. Глядя на Сига, легко поверить, что он - настоящий морской волк, хотя вместо фуражки Сиг обычно носит бейсболку, а с трубкой в зубах мы его ни разу не заметили.

Между тем это один из самых удачливых капитанов, который каждый год включается в гонку за королевского краба. Ровно две недели в Беринговом море идет настоящая охота - при штормовом ветре, пробиваясь сквозь льды, краболовные суда стремятся за добычей. Увидеть своими глазами самую опасную и самую захватывающую работу, по накалу страстей превосходящую голливудский триллер, можно в программе “Смертельный улов” из цикла “Обыкновенные герои” на Discovery Channel. Ну а пока - слово Сигу Хансену.

Сиг, расскажите, как вы докатились до такой жизни и стали капитаном “Северо-Запада”? У вас не возникает желания бросить все к чертям,осесть на берегу, не рисковать больше своей жизнью?

-”Северо-Запад” - это семейное судно, мой отец построил его в 1977 году, и я работал на нем с 14 лет каждое лето, а в 22 стал капитаном. Я был самым молодым капитаном на Аляске - и как раз потому, что прежнему капитану осточертела его работа. Команда просто отправила меня в капитанскую рубку, особо и не спрашивая. А на берег сходить пока вроде бы не собираюсь. Программа “Смертельный улов” пользуется невероятной популярностью, хотя на первый взгляд он показывает самые что ни на есть обычные трудовые будни - только очень опасные.

Как вы думаете, в чем секрет такой популярности?

Обычные-то они обычные, но большинство людей слабо представляет себе, как выглядят будни краболова. Для большинства обычная работа - это пребывание в теплом и уютном офисе с 9 до 5, где они чувствуют себя в безопасности. В море чувства безопасности нет и в помине. Вот представьте - мы вышли в море на два месяца, нам надо заплатить за судно три тысячи долларов, но мы не заработали денег, потому что сожгли все наше топливо и истратили наживу, но так и не смогли поймать ни одного краба…
Но может случиться, что мы будем ловить крабов четверо суток без передыху и заработаем полмиллиона долларов. Такой вот риск для многих непонятен, все же обычно люди предпочитают более надежный заработок. Но зато так работать очень интересно - это риск, азарт, адреналин, и люди, когда смотрят программу, живут нашей жизнью. Моряки, как известно, народ к непогоде привычный.

А как приходилось на борту съемочной группе, ведь операторы все же, как правило, не такие морские волки, как вы?

Программа “Смертельный улов” выходит в эфир уже пятый сезон подряд, и многие операторы не новички на краболовных судах. Сейчас у них получается гораздо лучше, чем в самом начале - а те времена, да, страшно вспомнить. Бедолаги мучились от морской болезни, не знали, где можно стоять на палубе, а где слишком рискованно - команда не раз спасала им жизнь. Но те, кто вернулся, испытав все это, получили настоящую закалку.

Скажите, а вас еще не тошнит от крабов? После такой-то работы?

Что вы, конечно, нет! Я просто обожаю крабов. Мы ведь ловим их всего один раз в год, да и на судне не до деликатесов. А вот когда я возвращаюсь домой, то не прочь угоститься крабовым мясом.

Считается, что женщина на борту приносит несчастье. Есть ли женщины среди ловцов на крабов?

Знаете, у моряков вообще много суеверий. Да, есть такая старая примета насчет женщин, но лично я в нее не верю. Я знаю команды, в которых нет ни одного мужчины, и вы бы посмотрели, как они работают! Позавидовать можно! Так что мне кажется, что это чепуха.

Какие еще суеверия бытуют у вас в море?

Ну, всех не перечесть. Например, когда операторы впервые пришли на судно, они принесли чемоданы и огромные коробки с оборудованием, и я сразу сказал им, чтобы они убрали все с судна, потому что я не хочу, чтобы на судне были чемоданы. Считается, что это очень плохая примета.
Знаете, моряки берут с собой специальный мешок, а не чемодан. Поэтому операторы спустили свое оборудование на причал, распаковали камеры и все остальное оборудование и оставили чемоданы на причале. Только потом мы отправились в путь.

Скажите, а сколько времени требуется, чтобы зеленый новичок, только пришедший на судно, стал настоящим морским волком? И вообще, каково приходится новеньким в море?

Ну, все люди разные, но порой бывает очень смешно. Иногда новички так и не могут привыкнуть к жизни на судне. В моем родном городе, в Сиэтле, жил бармен, который два года упрашивал меня взять его ловить крабов вместе с нами. И я сказал - о’кей, хорошо. Два года спустя у нас появилось место, и мы взяли его. Я сказал - лети на Аляску, ты можешь ловить крабов с нами. Бармен был на борту всего два дня, а потом попросился сойти.
Он ничего не понимал. Он постоянно спрашивал: “Когда мы будем есть? Когда мы будем спать? Когда у нас будет перерыв?” А мы не ели, не спали и не делали перерывов. Он не смог так работать, хотя физически был очень развит, работа была ему по силам. В любом случае, чтобы быть рыбаком, нужно иметь особую искру в душе. Не обязательно быть крутым, надо просто любить это дело.

А вы сами-то не боитесь в море выходить?

Да, иногда бывает страшно. И чем старше я становлюсь, тем чаще это случается. Это даже не страх - кажется, будто удача ускользает из рук, неприятное чувство. Или вот однажды наше судно завалилось на 90 градусов. На стене остались следы моих ног, это было страшно. Еще у нас было обледенение, когда судно покрылось льдом, так что оно почти перевернулось, а я был настолько глуп и жаден, что не хотел остановиться и разбить лед и это тоже было страшно.

А что самое сложное в вашей работе? Лично для вас?

Для меня как для капитана самое сложное - это организовать действия команды. В нашей команде пять парней, которые работают 24 часа в сутки, и очень сложно завоевать их доверие и найти крабов, хотя даже если дела идут не очень хорошо, нужно, чтобы моряки верили тебе. Когда кажется, что все плохо, что краба нет, и ты просишь их подождать еще один день, говоришь, что завтра непременно будет улов, нужно, чтобы они тебе верили,а не вздернули на рее. Вот завоевать это доверие сложнее всего.

Какой улов был самым удачным? И как проходит ваш обычный день?

Однажды за 80 часов мы сумели поймать почти 50 тысяч кг королевского краба, тогда это стоило 500 тысяч долларов. Каждый член команды заработал около 40 тысяч долларов - это было круто. А самый обычный день - это ветер более 130 узлов, волны случаются по три метра - тут еще учтите, что длина судна около 40 метров всего-навсего.

Если это - самый обычный день, то что же тогда опасность в море? Когда вы рискуете больше всего?

Капитан Сиг Хансен: Самое опасное время - зима. Обычно, когда выходишь в море, на поверхность вытаскиваешь все контейнеры, около 200 контейнеров. Каждый - 300 килограммов веса. А потом все это покрывается льдом, и груз становится еще тяжелее, и судно в любой момент может перевернуться.
Думаю, россияне прекрасно себе представляют, что такое зима. Однажды мы шли вместе с судном “Северный фьорд”, оно отправилось буквально на несколько часов раньше нас, и они просто исчезли - мы больше ничего о них не слышали. Я сожалею, что не вышел раньше, возможно, мы могли бы им помочь, но, с другой стороны, на их месте могло быть и наше судно - никто не застрахован.
А вообще понятия “обычный день” у нас не существует. Например, все могут лечь поспать часа 3-4, а потом проснуться и увидеть, что судно обледенело. Тогда все просто берут кувалды и идут разбивать лед - и это обычный день. Когда мы не спим сутками и день превращается в два - это тоже обычный день. И вместе с тем такие дни при всем желании обычными не назовешь.

И вам нравится такая работа? Или у вас просто нет выбора? Почему вы этим занимаетесь?

Мы просто слишком глупы, чтобы заниматься чем-нибудь другим.

Честное слово. Либо в море, либо жарить бургеры в закусочной. Да нет, шучу, конечно. На самом деле это вроде зависимости. На это подсаживаешься и действительно получаешь от этого удовольствие. Когда идешь в порт с трюмами, полными крабов, чувствуешь, что это огромное достижение, понимаете, о чем я? Ты осознаешь, что сделал что-то важное, когда у тебя все получается.

А жены вас не гонят из дома с такой-то работой?

Ну, моя жена из Норвегии, из рыбацкой семьи, и для нее ждать мужа - вполне нормально. Насчет других не знаю, может быть, мне просто повезло.

И как же вам с такой зависимостью живется от путины до путины? Не скучно ли на берегу-то?

Интересный вопрос. Сложно ответить. Когда я долго дома, то да, понимаю, что хочу вернуться, но моя жена и дети это видят и, в общем, меня отпускают. Они понимают, что в мыслях я уже не дома, и тогда я начинаю готовиться к следующему сезону, латать судно и так далее. Все-таки это занятие затягивает, как ни крути.

Домой не тянет?

Это обратная сторона, понимаете, когда ты в море - ты хочешь оказаться дома, но в то же время очень скучаешь по морю, когда ты дома - ты живешь двумя разными жизнями. Как будто в тебе живет два человека, понимаете, и когда ты на судне, ты хочешь вернуться домой, но ты должен выполнять свою работу. А когда дела идут хорошо, ты забываешь о доме. Когда дела идут плохо, ты начинаешь скучать о доме. Такие вот дела.

Жизнь американских рыбаков подчиняется простым законам, каждый из которых оплачен человеческими жизнями

А

АЛЕУТ. Алеут, как и восемь из девяти его братьев и сестер, рожден в присутствии повивальной бабки вместо положенных врачей-акушеров. Алеута зовут Ленни Леканофф, и сейчас ему 52 года. Повивальная бабка приняла роды точно так же, как это делали на Аляске еще до 1867 года, когда она была частью Российской империи. А не возьмись Александр II отменять крепостное право, не надо было бы царю выплачивать помещикам компенсации, не было бы зияющей дыры в бюджете, займа у семьи Ротшильдов в 15 миллионов фунтов стерлингов и необходимости срочно погашать долг, не пришло бы советникам российского государя в голову продать полтора миллиона квадратных километров не обследованной толком суши. И православный алеут Ленни Леканофф мог бы зваться Леонидом Лекановым, и на свидетельстве о рождении у него красовался бы советский герб, а в нынешнем паспорте — двуглавый орел. Но и тогда бы Ленни, скорее всего, ловил крабов в Беринговом море, как он это делает уже более четверти века. До этого он ходил на лосося - его семья до сих пор вялит и солит лосося каждый год. Промысел алеутов с веками не сильно изменился. Правда, крабы стоят все больше и больше. Алеут Ленни Леканофф - матрос на краболовном судне Wizard. Улыбка Ленни - первое, что ты видишь, ступая на борт.

Б

БЕРИНГОВО МОРЕ. Берингово море, окаймленное дугой Командорских и Алеутских островов, плещется ледяной полушайбой на севере Тихого океана, разделяя Чукотку, Камчатку и Аляску. Реки Анадырь и Великая впадают в него с запада, а могучий Юкон - с востока. Вверх, на север - Берингов пролив и Чукотское море. К юго-западу - Курильские острова, а за ними - Япония.

Летом в акватории Берингова моря до +10 ºС, зимой до -25 ºС, а лед не сходит с поверхности 10 месяцев из 12. Правда, в Бристольском заливе, где американские краболовы раскидывают свои клетки-ловушки, лед осенью - в те 5–6 недель, когда разрешено ловить краба, - практически не встречается.

Датчанин Витус Беринг, ставший офицером русского флота, исследовал море, которое тогда звалось Камчатским, в 1728 и 1741 годах, и один из островов стал ему могилой, после того как шторм выбросил «Святого Петра» - пакетбот командора - на берег и обрек тем самым 75 человек команды на голодную зимовку и цингу.

Берингово море всегда встречает краболовов штормами. А зимой, в сезон ловли крабов-стригунов, штормы становятся ледяными, и команда каждого судна ежедневно тратит по многу часов, скалывая намерзающий на корабль лед - тонну за тонной. Капитаны стараются не доходить до границ ледовых полей, но иногда лед наступает быстрее, чем они успевают вытаскивать ловушки.

В

ВИДЫ КРАБОВ. У берегов Аляски какие только крабы не ловятся - можно сказать, тут настоящее крабье царство. И синий краб (Paralithodes platipus), и равношипый краб (Lithodes aequispinus), и краб-стригун, которого американцы называют снежным, или опилио, и самый главный - камчатский краб Paralithodes camtschaticus с шипастым панцирем, живущий до 15 лет.

Краболовы Аляски обязаны иметь лицензию на каждый вид краба, который они намерены промышлять. «Раньше было гораздо свободнее, - говорит капитан Сиг Хансен, совладелец судна Northwestern. - Мы проводили в море по 10–11 месяцев, ловили коричневых крабов, голубых - каких хочешь. Сейчас все гораздо скромнее. Если судно оборудовано так, что позволяет охотиться за разным уловом, ты можешь рыбачить 6–10 месяцев в году. Мы, например, иногда ходим за лососем помимо краба. Но по сравнению с крабами это легкая ловля».

Ловить разрешено только самцов. Синий краб может весить до 8 кг, расстояние между кончиками клешней достигает у них 1,5 м. За этими красавцами и выходит каждый октябрь в Берингово море краболовная флотилия. Несчастье для капитана краболовного судна - вытащить ловушки, полные самок и молодняка. Это видно сразу - они заметно мельче. Ты правильно все рассчитал, нашел на дне стадо, клетка поднимается полной, но ты обязан опорожнить ее за борт. И так, возможно, десятки клеток подряд. Время идет впустую, наживка пропала, измотанная команда судна работает вхолостую. Самок не примут на обработку, а на владельца наложат огромный штраф. Поэтому крабы сыплются за борт.

Д

ДЕНЬГИ . Но прежде надо отремонтировать судно. Починить, докупить и погрузить на борт железные клетки-ловушки, каждая из которых весит под 400 кг. Закупить провизию на всю команду; магазинный чек на 3000 долларов - обычное дело. Залить топ ливные баки соляркой (до 50 000 галлонов, то есть под 190 000 л), в танки - 30 т пресной питьевой воды. Загрузить на судно наживку: 3–4 т мороженого мяса макрели и сельди в брикетах и тушки свежей трески, пересыпаемой льдом. Каждый день судна в море обходится в 7000– 8000 долларов, и это только операционные расходы. «Вон видите у меня новый кран? - спрашивает Кит Колберн, капитан Wizard. - Он обошелся в 140 000 долларов. Нужен новый насос? 8000 долларов!»

Тут все деньги бешеные. Рыбаки сдают краба на заводы по 16–18 долларов за килограмм. Палубный матрос может заработать от 20 000 до 50 000 долларов за путину: помимо зарплаты им полагается призовая доля от общего улова. Новички-салаги, проводящие в море свой первый сезон, получают фиксированную сумму. Однако по общему решению команды, если новичок работал достойно, его могут премировать процентом от прибыли. После удачного выхода в море судно может привезти на рыбообрабатывающий завод улова на 200 000–400 000 долларов.

А после того как шоу «Смертельный улов» канала «Дискавери» прославило работу моряка-краболова, у сметливых владельцев появились и другие способы заработать. Семья Хансен, владельцы судна Northwestern, зарегистрировала торговую марку и выпускает теперь рыбные палочки, пиво, соусы к рыбе, спецодежду и даже видеоигры. Более того, Хансены умудрились «всунуть» свой корабль в мультфильм «Тачки-2». «Нам удалось капитализировать имя судна, - утвердительно кивает капитан Сиг Хансен, - хотя мы могли бы просто сдавать себя в аренду, превратить корабль в аттракцион. Ко мне приезжал человек, который был готов заплатить 30 000 долларов только за то, чтобы провести с нами неделю в море. Просто сидеть в рубке и смотреть, как мы работаем. Я послал его».

Е

ЕДА. Перед выходом в море рыбаки под завязку загружают едой огромный холодильник. Но во время лова у них мало времени на еду. Голод они заглушают кофе и сигаретами. Счет выкуриваемого в море идет не на пачки, а на блоки. Они едят, если выдается свободная минутка. Когда корабль попадает на место скопления крабовых стад, когда из моря поднимается одна полная ловушка за другой и живые деньги соскальзывают с сортировочного стола в трюмы, есть некогда. Бывает, что моряки едят раз в сутки, когда клетки выбраны, корабль переходит на другое место лова и кто-то вспоминает, что после вчерашнего завтрака наступило время сегодняшнего обеда.

Диета краболова - кошмар анорексика. Они едят все и в исполинских количествах. Огромные гамбургеры, ведра картошки, яичницы из десятка яиц и невообразимые по калорийности омлеты с ветчиной и сыром. Горки жареного бекона с картофелем. Груды овощей и штабеля шоколадных батончиков. Основные блюда заедаются пиццей, сандвичами и хлебом. Все, что может быть быстро приготовлено или в крайнем случае разогрето на камбузе и содержит максимум калорий, все идет в дело. Дневной рацион рыбака может достигать 6000–8000 килокалорий. И я не увидел там ни одного толстяка.

Ж

ЖЕНЩИНЫ . На краболовных судах они - редкость. Аляскинские рыбаки полагают, что женщины злят море, и готовы тут же привести кучу примеров, почему их не надо брать с собой и чем может закончиться их пребывание на путине. Кто-то в первом же рейсе во время шторма получит несколько травм, кто-то будет бояться плохой погоды и плакать от страха, как только море суровеет, то есть каждый день, а кто-то и вовсе не вернется на берег, погибнув вместе с большей частью команды. Дочь капитана «Алеутской баллады» Николь, Рогнеда, которую родственники взяли палубным матросом на «Вождя Запада», Ванесса со «Святого Патрика» - краболовы готовы перечислять и перечислять имена. Но, с другой стороны, Донна Квашник выходила вместе с мужем многие сезоны на судне Maverick. И была рыбакам родной матерью, и будила их после короткого сна, и готовила мужикам домашнюю еду - и ничего.

«Да, женщина на корабле - к несчастью, - говорит капитан Билл Вихровски, - но дело не в этом. Ловить крабов - это грубая тяжелая работа. Не все мужчины с ней справляются. Что здесь делать женщинам?»

З

ЗАПРЕТЫ. Сиг Хансен, капитан Nоrthwestern: «На судне запрещены драки. Когда мы в море, мы работаем. Надо с кем-то выяснить отношения - дождись прихода в порт. Еще я не люблю, когда команда начинает обсуждать, как круто мы сейчас порыбачим. Я запрещаю эти разговоры. Иди и делай свою работу. Запрещено распускать нюни. Я как-то нанял на сезон одного знакомого бармена, здоровый был мужик, я думал, он выдержит. А он не выдержал. Все, что я слышал от него: а когда мы будем жрать, а когда мы будем спать? Я выгнал его к чертовой матери».

«Выпивка на судне под жестким запретом, - это Эллиот Нис с Rambling Rose, самый молодой из капитанов флотилии. - Простое правило, два слова: алкоголь запрещен. Сходи на берег - и делай что хочешь. Мы все расслабляемся на берегу. Но на судне - сухой закон».

К

КВОТА. До 2004 года краба ловили наперегонки. Правительство устанавливало общий объем разрешенного к вылову синего и камчатского краба, и в один и тот же день, в один и тот же час две с половиной сотни посудин устремлялись в море, чтобы в честной борьбе выловить больше, чем соперники. Победители могли сказочно разбогатеть, а проигравшие разорялись. Систему изменили в 2005-м, введя IFQ - индивидуальную квоту улова. Из всего краболовного флота было оставлено около 90 судов, и каждое получило собственную квоту. Все восемь капитанов, с кем мне удалось лично поговорить, сказали, что они тоскуют по былым временам. «Я рыбачу 20 лет, с 1991 года, - капитан Кит Колберн смотрит прямо в глаза. - Мне не хватает теперь прежнего ощущения гонки, честного мужского соревнования, когда двести с лишним судов одновременно, лавиной выходят из гавани и устремляются за удачей. Мне не хватает адреналина и состязания. В системе нынешних квот его нет». Раньше у краболовов было 4–5 дней на ловлю синего краба и 18–20 дней на краба-стригуна. Теперь они без спешки вылавливают квоту за 5–6 недель.

Л

ЛОВУШКИ. Ловушка для крабов - это клетка-параллелепипед. Ребра - стальная рама, плоскости - прочная нейлоновая сетка. Каждая ловушка весит от 250 до 400 кг. Northwestern берет с собой до 200 таких клеток, Wizard - одно из крупнейших судов флотилии - до 250. Инспекторы строго следят за тем, чтобы капитаны не взяли больше ловушек, чем положено с точки зрения безопасности: когда все клетки стоят на палубе, центр тяжести находится слишком высоко. Так перевернулся и погиб Big Valley: они взяли 55 ловушек вместо разрешенных 31. Зимой ситуация еще опаснее - ловушки обмерзают и покрываются льдом.

Перед сбросом ловушка перемещается на гидравлический стол. Палубные матросы должны за несколько минут открыть клеть, скользнуть внутрь и привесить на крюке приманку: сетку с мороженым рыбным крошевом и большой кусок свежей трески для запаха. Затем ловушка закрывается, звучит зуммер, стол наклоняется и клетка летит в море, увлекая за собой линь с буем наверху. Она ложится на дно на глубине от 100 до 200 м и лежит там от нескольких дней до недели.

М

МОТОЦИКЛЫ. Харлеевские куртки - первое, что бросается в глаза, когда видишь капитанов краболовных судов на берегу. Добрая половина из них ездит на мотоциклах. У меня чоппер, и я чувствую себя среди товарищей. У капитана Джонатана Хиллстранда - «харлей». У капитана Скотта Кэмпбелла - «харлей». У капитана Фила Харриса, ныне покойного, тоже был «харлей», который унаследовали его дети - теперь они ходят на судне отца.

А где тут у вас можно шлем посмотреть? Я бы купил домой, - спрашиваю я в середине разговора.

Если ты ездишь на мотоцикле, на хрена тебе шлем? - бурчит Джонатан, капитан Time Bandit. В нем под два метра росту, и он жилист, пьян и зол. Я не сразу нахожусь с ответом. - Я живу в Москве, там четыре миллиона машин, и немалая часть водил - опасные психи. Это раз. В начале и конце сезона у нас дьявольски холодно. Это два. А за городом на дорогах столько камней, что без шлема мне как-то пробило насквозь губу.

Ну так ведь за этим мы и садимся на моц, разве нет? - в голосе Джонатана слышно презрение.

Ты глянь в харлеевском магазине, он тут в нескольких кварталах отсюда, - примирительно предлагает Скотт Кэмпбелл. - Мы-то шлем почти не надеваем.

Н

НОВИЧКИ. Greenhorn - это кличка для палубных матросов, впервые нанявшихся на корабль. Слово «юнга» тут подходит не очень, а привычное русскому уху «салага» - вполне. Им выпадает самая тяжелая работа - готовить наживку: пропускать мороженые рыбные брикеты через измельчитель, набивать сетки приманкой, разделывать треску и нанизывать ее на крючья. Вонь. Всепроникающая рыбная вонь. Эрик Абрахамсон, новичок, жаловался: «Работать с приманкой - это все равно что оказаться в брюхе у чайки и прожить там 3–4 дня». Пока все ловушки не сброшены, салага должен работать, как автомат, без перерывов и перекуров. Мало кто остается после первого сезона. Гринхорнов приходится нанимать каждый год новых. «Мы стараемся брать знакомых. Или детей знакомых. Или дальних родственников. Чтобы была хоть какая-то рекомендация, - говорит капитан Кит Колберн. - Но новички все равно уходят. Сначала они воодушевлены, они слышат, что могут заработать 25 000 за шесть недель, и говорят: «Я хочу!» А через неделю-другую лова они и за 125 000 не хотят здесь оставаться. Они не чувствуют пальцев, у них немеют руки от работы. И дальше ты слышишь: «Я два дня не спал, неделю не жрал - я ухожу!»

Редкий гринхорн становится настоящим палубным матросом. Среди таких исключений, например, самоанец Фредди Могатаи, с первого же сезона лова работающий неистово и с полной отдачей. Фредди мог молиться прямо на палубе, откусывать голову сельди, мазать лицо рыбьей кровью - он следовал любой примете и исполнял любой обряд, если только они сулили хороший лов.

О

ОБРАБОТКА. Из трюмов судна камчатские крабы выгружаются на промысловые плавбазы или на принимающие краба рыбозаводы на берегу. Открываются люки, и в трюмы спускаются клети. Между такой клетью и крюком крана - весы. Клеть заполняется вручную и взвешивается при подъеме. Подсчет ведется и командой судна, и работниками завода. Затем камчатский краб попадает на конвейер производственной линии. Шипастых гигантов распластывают на ленте, фиксируя конечности металлическими зажимами. Лента едет к ножам. Жизнь краба здесь заканчивается.

П

ПОТЕРИ. Крупнейшая катастрофа случилась в 1799 году: тогда шторм утопил 60 лодок, погибли более 200 аляскинских рыбаков.

Бюро статистики труда США сегодня официально признает ловлю краба самой опасной профессией в Америке. Число смертных случаев среди краболовов - более 300 на 100 000 работников в год - вдвое превышает показатели для рыболовной индустрии в целом. Подсчитано, что риск погибнуть на работе у краболова в 90 раз выше, чем у обычного рабочего. Температура воды в Беринговом море - около нуля, и шок от падения в ледяную воду может вызвать инфаркт. В случае падения за борт у моряка, одетого в обычную робу, есть одна-две минуты жизни. Потом тело в ледяной воде остывает, и наступает смерть от переохлаждения.

Кевин Дэвис упал за борт в 2004 году. Падение видела вся команда, включая капитана. Кевину мгновенно бросили спасательный конец, и у него хватило сил уцепиться за него. Он находился в воде меньше двух минут, при волне в 15 м и ветре 100 км/час. Счастливчик Кевин выжил. Это редкость. По статистике, один моряк-краболов гибнет каждую неделю во время лова. Нередко случаются и большие крушения. St. Patrick, 1981 год: из 11 моряков погибли девять. Big Valley, 2005-й: спасти удалось лишь одного из шести человек команды. Ocean Challenger, 2006-й: выжил один из четверых. Alaska Ranger, 2008-й: пятеро погибли. Katmai, 2008-й: семеро погибли, тела двоих так и не найдены. Специальный защитный костюм не позволит утонуть и на некоторое время защитит от холода. Но работать в этом костюме невозможно, а значит, надо успеть надеть его, если корабль тонет. Это редко кому удается.

С

СУДА. В конце 1970-х - начале 1980-х, во время крабовой «золотой лихорадки», когда улов достигал почти 100 000 т, с верфей сходило по четыре судна в месяц. Раньше в море можно было встретить и крохотного краболова 12 м длиной, и 70-метрового гиганта. Сегодня разброс не так велик, обычно краболовное судно - это корабль длиной 30–50 м, высотой 8–10 м, валовая вместимость - до 500 регистровых тонн. Двигателей бывает и два, как на Time Bandit - дизели по 425 л. с. каждый, и один, как на Wizard - мощностью 1125 л. с. Кстати, Wizard - это бывшее военное судно: оно было построено в 1945 году и входило в состав ВМФ США вплоть до 1974 года. Для работы гидравлики, то есть всего силового оборудования, используются гидронасосы, на Time Bаndit таких два, по 125 кВт каждый. Спят рыбаки в тесноватых и не слишком благоустроенных кубриках. На койках обычно есть бортики-закраины. Из удобств, помимо гальюнов, есть душ, а на упоминавшемся уже Time Bandit - даже сауна, но ни мыться, ни париться во время лова рыбаки не могут: нет времени.

Т

ТОКСИНЫ. Пойманные крабы хранятся в специальных судовых хранилищах - трюмах с циркуляцией морской воды. Чтобы при качке крабы не передавили друг друга, такие хранилища разделяются переборками. Мертвый краб в трюме несет огромную угрозу для всего улова. Токсины, выделяющиеся из его тела после смерти, начинают отравлять крабов, находящихся рядом. Происходит цепная реакция смерти, и тогда, пришвартовавшись к заводу или плавбазе, команда будет только бессильно наблюдать, как тысячи и тысячи мертвых животных отправляются на свалку. Такая же беда может случиться и из-за случайно попавших с уловом в трюм и сдохших там рыбы или осьминога. Пока не обнажилось дно хранилища и последняя клеть с живым товаром не поднялась из люка, ни один капитан краболовного судна не знает точно, насколько удачен был рейс.

Ф

ФАНАТЫ. До 2005 года профессия американского краболова была просто самой опасной работой, и «болели» за них разве что родственники да близкие друзья. После того как канал «Дискавери» показал первый сезон «Смертельного улова», эта профессия стала еще и одной из самых популярных. «Наша работа вдруг стала очень привлекательной, - жестко рубит слова капитан Сиг Хансен. - Знаете, сколько мне теперь приходит писем с одним и тем же текстом «возьмите меня»? Они даже не пытаются узнать адрес, пишут просто: «Судно Northwestern, Датч Харбор, Аляска, капитану Сигу». Бывает, что люди просто приезжают, появляются у сходней с огромными рюкзаками и просятся на судно. Для кого-то это способ прославиться, для других - желание самоутвердиться. Я посылаю таких на... Это не шоу, это тяжелая работа. Но не думаю, что люди это понимают».

За минувшие годы у краболовов появилось множество фанатов. На ежегодное шоу CatchCon в Сиэтле приезжают тысячи людей. Большей частью это американские домохозяйки, женщины после сорока. Однако встречаются энтузиасты из Канады, Европы, Южной Америки и даже из Австралии. Около суток они с пересадками добираются до Сиэтла, чтобы в несусветную рань встать в живую очередь в конгресс-центр, где проходит CatchCon. В этой очереди нет никакого смысла: у каждого на руках уже есть входной билет. Но они проводят ночь перед входом, общаясь друг с другом и ожидая кумиров, которые нежданно-негаданно из обычных рыбаков-краболовов превратились в телезвезд мировой величины.

Ш

ШОУ. Официальная часть шоу CatchCon для моряков - это общение с международной прессой, интервью, фуршеты, бесконечное фотографирование с фанатами и раздача автографов. Суда отдраивают до блеска, крышки люков засыпаются десятками килограммов соли: она заполняет собой технологические отверстия, чтобы беспечный посетитель, зазевавшись, не сломал ногу. Возможность своими глазами вживую увидеть (а кому повезет - еще и своими руками пощупать) главных персонажей знаменитого «Смертельного улова», полудетские конкурсы и викторины, шанс ступить на палубу краболовного судна, непривычно тихо и смирно стоящего у пирса, - все это приводит поклонников шоу в неописуемый восторг.

Так проходит один день и другой, а потом официальная часть заканчивается и начинается совершенно неофициальная. В баре отеля, куда могут зайти все желающие, не протолкнуться. Ленни Леканофф, кажется, не пьет. Он с детской недоуменной улыбкой окидывает взглядом бурлящую толпу. Сиг Хансен, любимец телезрительниц, сидит за столиком в окружении восторженно вопящих и пытающихся прикоснуться к нему домохозяек. Кит Колберн степенно цедит ледяное пиво, не слишком заботясь о том, чтобы его ответы поклонникам были слышны в общем гуле. Самоанец Фредди ловко приобнял сразу двух фанаток, каждая из которых вдвое больше него, и шепчет что-то на ухо то одной, то другой.

Рыбаки явно наслаждаются этой вечеринкой, финалом шоу. Для них это редкий миг признания и их самих, и их работы. Работы, которая раньше, еще каких-то шесть лет назад, не сулила никому из них никакой славы, а только ледяное Берингово море, голод, холод, травмы, смерти, штормы и призрачную надежду однажды разбогатеть.

Судно проекта 17003 предназначено для промысла краба в отдаленных районах Мирового океана с использованием конических крабовых ловушек, переработки краба в мороженную продукцию, хранения и сдачи перерабатываемой продукции на приемно-транспортные рефрижераторы в море с помощью грузовых стрел при волнении моря до 5 баллов включительно или транспортировки её в порт. Судно имеет возможность приема в море топлива, снабжения и снаряжения. Проект представляет собой морское судно с ледовыми усилениями (ice 3), силовой дизельной установкой, двухпалубное, с избыточным надводным бортом, кормовым расположением машинного отделения и смещенной в нос от миделя надстройкой, с рулевым устройством, с винтом регулируемого шага в неповоротной насадке, с носовым подруливающим устройством.

Судно спроектировано под процесс переработки и заморозки краба. Суточный вылов около 35 тонн. Производительность заморозки до 20 тонн/сутки.

Класс судна КМ µ Ice3 AUT1 REF Fishing Vessel

Район плавания - неограниченный.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина 55,0 м
Ширина 13,0 м
Скорость в балласте не менее 12 узлов
Автономность по топливу не менее 40 суток, по провизии и смазочному маслу не менее 90 суток, без пополнения на промысле
Полное водоизмещение около 1900 тонн
Запасы по топливу 400 м 3 , пресной воде 30 м 3 , технической воде 60 м 3 .
Вместимость трюма не менее 450 м 3 (нетто), температура в грузовом трюме -28 0 С.
Экипаж 30 человек, размещен в одноместных и двухместных каютах.
На борту судна имеется санитарная каюта и сауна.

Работа судна расчитана на следующие параметры окружающей среды:

Температура окружающего воздуха: зимой «- 25 0 С», летом «+ 34 0 С»;
- температура забортной воды: «зимой «0 0 С», летом «+ 30 0 С»;

Грузовое устройство:

На судне предусмотрены на левом и правом бортах две грузовые стрелы грузоподъемностью не менее 3,0 тонн каждая. Грузовое устройство будет обеспечивать работу в море и в порту способом «на телефон» с вылетом стрелы за борт 5,0 м.

В кормовой части судна предусмотрен грузовой кран грузоподъемностью на максимальном вылете не менее 2,5 т.

Промысловое/технологическое палубное оборудование:

На правом борту предусмотрена установка гидравлической выборочной машины хребтины крабового порядка г/п не менее 10 тонн с глубины до 1000 м. Предусмотрена лебедка с гидроприводом для подъема ловушки весом до 1 тонны на сортировочный стол;

В корме на левом борту предусмотрен ящик для укладки хребтины с машиной протяжки и укладки хребтины;

Предусмотрена установка машины приготовления наживы для краба с гидравлическим приводом;

В районе транца предусмотрено сплошное выдвижное закрытие с гидравлическим приводом.

Основные районы эксплуатации:

Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн;

Северо-Восточная часть Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское моря);

Северо-Западная часть Тихого океана;
- Баренцево море.