Лёгочное и тканевое дыхание. Презентация на тему "Дыхательная система. Лёгочное и тканевое дыхание" А теперь проверим себя

Класс: 8

Презентация к уроку

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • Образовательные
    • углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
    • доказать значение легких в постоянстве внутренней среды организма.
    • дать понятие о механизме вдоха и выдоха.
  • Развивающие
    • формировать умения учащихся в проведении эксперимента;
    • развивать логические умения в нахождении причинно-следственных связей, формулировании выводов;
    • Развивать умения проводить опыты по самонаблюдению;
    • развивать творческое мышление и речь учащихся;
    • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источником информации, навыков работы в группе и паре.
  • Воспитательные
    • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету;
    • развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Методы обучения:

  • метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
  • частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),
  • метод работы с дидактическим материалом.

План урока:

1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала:
а) демонстрационный эксперимент: состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (беседа)
б) газообмен в легких (анимация)
в) газообмен в тканях.
г) дыхательные движения (демонстрационный эксперимент, видеоролик, модель Дондерса) 3.Закрепление (работа с тестом на слайде, в рабочем листе)
4. Рефлексия
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. (В ходе урока школьники работают в рабочих листах: Приложение 1 , Приложение 2 )

Учитель: Вспомните, какую тему вы изучали на предыдущем уроке, с какими понятиями познакомились? (Ответы учащихся)

Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, о взаимосвязи строения органов дыхания и их функций и продолжим изучение темы: «Дыхание».

1. Биологический диктант
2. Выберите правильные ответы.
3. Вставьте пропущенные слова:
4. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

По окончании работы учащиеся осуществляют взаимопроверку, оценивают работы.
Проверяем работу учеников у доски (проверяет ученик, комментирует правильность выполнения задания)

III. Изучение нового материала

Определение проблемы и цели урока, которая может быть поставлена на основании проведения опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Задание. В пробирки налейте известковую воду и опустите в неё стеклянную трубку. В одну из пробирок сделайте несколько выдохов через эту трубку, а в другую продувайте воздух через «грушу». Пронаблюдайте, что произойдет с известковой водой. Сделайте вывод о том, какой газ содержится в выдыхаемом воздухе.

Эвристическая беседа:

– Как изменилась вода в пробирках? (В одной из пробирок она стала мутной).
– В какой пробирке вода помутнела? (В которую попадал выдыхаемый воздух).
– Какой можно сделать вывод? (В выдыхаемом воздухе содержится вещество, которое вступило в реакцию с известковой водой.)
– Как вы думаете, что это за вещество? (Углекислый газ).
Куда исчез кислород? (Проник в кровь)

Задание: изучив текст учебника, сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и заполните таблицу. Сделайте вывод, о том, что же произошло с воздухом в легких?

Беседа

Учитель: Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

– Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?

– Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Учащиеся: Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а во вдыхаемом воздухе увеличивается количество кислорода почти на 5%.

Учитель: Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Как происходит газообмен в организме человека и его механизмы?)

Сообщение темы: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»

Учитель: Как же это происходит? Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)
Ответить на этот вопрос вы сможете, когда познакомитесь с тем, как осуществляется газообмен в организме.

Видео-ролик «Газообмен в легких и тканях»

Учитель: Какое физическое явление лежит в основе газообмена? Что называется диффузией? (Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.)

Учитель: Как же протекает процесс газообмена в легких и тканях? Об этом вы узнаете, поработав с текстом.

Работа в группах с текстом:

1 группа: «Газообмен в легких»
2 группа: «Газообмен в тканях»

Газообмен в легких

Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в легких» и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»).

Известная информация

Новая информация

Задание: заполните

1. Какой физический процесс лежит в основе газообмена?

Важнейший механизм газообмена

2. Где происходит легочный газообмен?

Легочный газообмен происходит

3. Какая кровь поступает в легочные капилляры?

В легочные капилляры поступает

4. Что происходит с кровью в легочных капиллярах?

5. Какая кровь покидает легочные капилляры?

Легочные капилляры покидает

6. Почему со временем падает интенсивность диффузии?

Запишите вывод:

При газообмене в легких кровь в капиллярах легких малого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .

– Выполните задание, осуществите самоконтроль. Запишите результат «+» или «–».

Обсуждение результатов работы. Ученики, правильно ответившие на вопросы, получают бонусы.

Учитель: Результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную. А для чего нужен кислород нашему организму? (Для обмена веществ)
Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клетку нашего тела. Этому способствует газообмен в тканях

Газообмен в тканях

Прочитайте статью в учебнике «Газообмен в тканях» и заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»)

Известная информация

Новая информация

1. Благодаря чему осуществляется тканевое дыхание?

Тканевое дыхание осуществляется, благодаря …

2. Почему в тканях мало кислорода?

В тканях мало кислорода, потому что…

3. Почему в тканях много углекислого газа?

В тканях много углекислого газа потому что, потому что…

4. Что происходит с кровью при тканевом дыхании?

Запишите вывод:

При тканевом дыхании кровь в капиллярах тканей большого круга кровообращения насыщается ___________________ и отдает ____________________, из __________________ превращается в _________________________ .

Осуществите самоконтроль, отметив результат «+» или «–».

Обсуждение результатов работы. По ходу обсуждения ученики заполняют таблицу

Беседа

1. В чем сходство и в чем отличие процесса газообмена в легких и тканях?
Сходство заключается в том, что в обоих случаях газообмен осуществляется через стенки капилляров за счет диффузии. Отличие заключается в том, что во время газообмена в тканях гемоглобин отдает кислород клеткам, забирает углекислый газ, и кровь становится венозной, а в легких происходит обратный процесс – углекислый газ из венозной крови через стенки альвеол попадает в дыхательные пути и внешнюю среду, а кислород тем же путем поступает в кровь, которая становится артериальной и вступает в соединение с гемоглобином.

2. Какие системы внутренних органов связаны между собой? (Дыхательная и кровеносная)

Обобщаем сказанное, записываем выводы в тетрадь.

Выводы:

1. В основе газообмена в легких и тканях лежит процесс диффузии. (Газы перемещаются из области большей концентрации в область меньшей концентрации)
2. Кислорода много в альвеолах и мало в капиллярах, углекислого газа, наоборот, мало в альвеолах и много в капиллярах.
3. В легких кислород через тонкие стенки альвеол и капилляров поступает из воздуха в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. Кровь становится артериальной (малый круг кровообращения).
4. В тканях кислород поступает из крови в тканевую жидкость, затем в клетки, а углекислый газ из тканей переходит в кровь. Кровь становится венозной (большой круг кровообращения).

Работа по определению изменений объема грудной клетки при вдохе и выдохе. Для выполнения работы учитель вызывает к доске двух учеников, которые выполняют задание по следующему плану:

1. Измерьте окружность груди при спокойном и глубоком вдохе и выдохе, внесите эти данные в таблицу на доске (учащиеся класса делают соответствующие записи в рабочих тетрадях).
Изменения объема грудной клетки при вдохе и выдохе.

Объясните, почему изменяется объем грудной клетки при спокойном и глубоком дыхании?

2. Сделайте выводы из наблюдений.

Учащиеся легко делают выводы о том, что при вдохе меняется окружность грудной клетки и большие изменения происходят при глубоком вдохе.

3. Просмотр видеоролика о дыхательных движениях, модель Дондерса – беседа.

Задание. Заполните обобщающую таблицу.

Регуляция дыхания: работа со слайдами

IV. Закрепление

– А сейчас, ребята, для закрепления темы, вы выполните задания

1. Тест на закрепление – работа со слайдом
2. Задание в рабочем листе

Расположите перечисленные ниже процессы в логической последовательности.

а) поступление кислорода к клеткам тела;
б) поступление кислорода в тканевую жидкость;
в) поступление воздуха в лёгкие;
г) удаление воздуха из лёгких;
д) поступление углекислого газа из клеток в тканевую жидкость;
е) поступление углекислого газа в капилляры тканей;
ж) перенос углекислого газа от тканей к лёгким, осуществляемый кровью;
з) диффузия кислорода в капиллярах, расположенные в лёгких;
и) перенос кислорода от лёгких к тканям, осуществляемый кровью.

Для выполнения задания вы можете пользоваться текстом учебника. На выполнение задания даётся 5 минут. (Ответ зачитывает ученик первым правильно выполнивший это задание. Правильный ответ: в, з, и, б, а, д, е, ж, г).

да нет не знаю

VI. Домашнее задание

Тема «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения»

Темы сообщений (опережающее задание)

1. Невидимые враги в воздухе.
2. Влияние курения на органы дыхания.
3. Окружающая среда и здоровье человека.

«Гигиена дыхания» - Через легкие за 1 мин проходит около 100 л воздуха. Внутреннее строение легкого. Наблюдения: Пристеночная плевра. Бронхи – бронхиолы - альвеолы. Звук. Дыхательная система. Первая помощь и гигиена органов дыхания. Внешнее. Цели и задачи урока: Биологическое значение дыхания: Газообмен в тканях и легких.

«Биология 8 класс дыхание» - Как осуществляется процесс вдоха и выдоха? Образующиеся пустоты будут заполняться воздухом. Такое состояние называется эмфиземой легких. Регуляция дыхания. Органы дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Механизмы легочного дыхания. Как называется процесс газообмена между воздухом в легких и кровью. Модель Дондерса.

«Дыхание растений» - Все органы растения дышат. Сущность процесса дыхания. Какой газ растения выделяют в процессе дыхания? Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха? Откуда берутся в воздухе примеси? Опыт: В какое время суток дышат растения? Условия, влияющие на дыхание растений. Сделайте вывод. Какие деревья, устойчивые к запыленному воздуху, вы знаете?

«Дыхание» - Основные структурные элементы аппарата внешнего дыхания у млекопитающих. Легкие и стенка грудной полости. Резервный объем выдоха. Центральные хеморецепторы. Гортань. Продолговатый мозг. Внутренние межреберные мышцы. растворенный СО2 (7%). Эритроцит. Системный капилляр. Обратная связь в системе дыхания.

«Дыхание человека» - 7) После расслабления проползаем по диафрагме- на другую сторону грудной клетки. Дыхание является связующим звеном между человеком и окружающей средой обитания. Нам пора! 5) В лёгких делимся на пары, и каждая пара едет по отдельной горке. Путешествие «Бобика». Сегодня мы отправимся вместе со мной в путешествие!

«Значение и строение органов дыхания» - Альвеолы или лёгочные пузырьки. Выбрать предложения, которые соответствуют вашему настроению. Трахея. Строение гортани. Сократ. Строение трахеи. Рефлексия. Сегодня на уроке: Меня удивили ответы ребят. Лёгкие. Трп. Заболевания органов дыхания». Строение носовой полости и глотки. Тема: «Значение дыхания.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Бояринцева С.В.учитель биологииМОУ СОШ №36г. Магнитогорска Цели урока: Углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить строение легких и их роль. Задачи урока: Изучить анатомические особенности легких человека и научиться различать легочное и тканевое дыхание; Продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений; Воспитание нравственных качеств личности и расширение кругозор 1.Что такое дыхание и для чего оно нам нужно?2.Что представляет собой система органов дыхания?3.Из каких основных этапов складывается процесс дыхания?4.Что относится к верхним дыхательным путям?5. Что относится к нижним дыхательным путям?6. Как происходит голосообразование?7. Какой орган называют органом голосообразования? Это парный орган, занимающий почти весь объем грудной клетки. Различают правое и левое лёгкое. По форме они представляют собой усеченные конусы, верхушкой обращенные к ключице, а вогнутым основанием - к куполу диафрагмы. С внутренней стороны, обращенной к средостению, в каждое лёгкое входят главный бронх, лёгочная артерия, лёгочные вены и нервы. Они образуют корень лёгкого; в нем находится большое количество лимфатических узлов, защищающих от проникновения в лёгкие патогенных микроорганизмов. Каждое лёгкое делится на доли, правое - на три, левое - на две.Многочисленные разветвления бронхов составляют бронхиальное дерево. Ткань лёгкого состоит из пирамидальной формы долек (длиной 25 мм, шириной 15 мм). В вершину дольки входит бронх, который образует в ней 18-20 концевых бронхиол. Каждая из последних заканчивается структурно-функциональным элементом лёгких - ацинусом. Ацинус состоит из 20-50 альвеолярных бронхиол, делящихся на альвеолярные ходы; стенки тех и других густо усеяны альвеолами. Каждый альвеолярный ход переходит в концевые отделы - 2 альвеолярных мешочка. Альвеолы (d= 0,15 мм) полушаровидные выпячивания и состоят из соединительной ткани и эластичных волокон, выстланы тонким прозрачным эпителием и оплетены сетью кровеносных капилляров. В альвеолах происходит газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Лёгочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью. Тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей. 1.Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют «воротами легких». 2.Лёгочное дыхание – это дыхание, во время которого в органах дыхания происходит обмен газов между кровью и атмосферным воздухом. 3.Тканевое дыхание происходит в капиллярах большого круга кровообращения, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. 1.Что такое легкие и каково их строение? 2.Что такое легочное дыхание? 3.Что такое тканевое дыхание? 4.Благодаря чему происходит обмен газов в легких? §27, отвечать на вопросы.


Приложенные файлы

Слайд 2

ЗАДАЧИ УРОКА:

Закрепить знания: о сущности дыхания, его роли в обмене веществ, превращении энергии в организме человека; о строении органов дыхания в связи с их функциями в процессе образования голоса Дать представления: о легочном дыхании обмене газом между кровью и тканями. Дать возможность учащимся осознать значение знаний по данной теме. Развивать коммуникативные умения (вести дискуссию, аргументировать свое мнение). Продолжать развитие познавательных интересов. Привлечение знаний других предметов (физики, химии, информатики).

Слайд 3

ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер Мультимедийный проектор ЭИ «Виртуальная школа КиМ. Уроки биологии. Человек и его здоровье». ЭИ «Просвещение. Биология. Анатомия и физиология человека». ЭИ «Физикон. Открытая биология» Биология.Человек: Учеб.для 8 кл./Д.В.Колесов,Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Таблица «Органы дыхания»

Слайд 4

План урока

Организационный момент Актуализация опорных знаний. Постановка проблемного вопроса. Проверка знаний. Изучение нового материала. Закрепление новых знаний. Инструктаж по выполнению домашних заданий. Подведение итогов урока.

Слайд 5

Актуализация опорных знаний

Задача 1. Без пищи и воды человек может жить несколько дней, а без воздуха никто не может прожить даже десяти минут. В чем заключается функция органов дыхания?

Слайд 6

Слайд 7

Актуализация опорных знаний

Используя знания из курса «Животные» и знания прошедшего урока, решите задачу 2. Представьте себе молекулу кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите мысленно, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких. Из перечня органов тела человека выберите воздухоносные пути и соедините их линиями.

Слайд 8

ЗАДАЧА 2

воздухоносные пути Сердце Носовая полость Желудок Носоглотка Кровь Гортань Пищевод Трахея Кишечник Грудная клетка Бронхи « Пока дышу, надеюсь» - сказал римский поэт Овидий. Как вы думаете, почему эту фразу я взяла эпиграфом к предыдущему уроку?

Слайд 9

Проверка знаний

Какое дыхание называют легочным, а какое – тканевым? «Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» - так написал о носе Н.В.Гоголь. Какие функции носовой полости вы можете вспомнить?

Слайд 10

Носовая полость

  • Слайд 11

    А теперь проверим себя!

    Первая функция носовой полости – защитная (очищает и обеззараживает воздух); вторая функция – согревание поступающего воздуха (в стенках носовой полости густая сеть кровеносных сосудов); третья функция – увлажнение поступающего воздуха (мерцательный эпителий выделяет слизь); четвертая – обонятельная (в задней части носовой полости находятся клетки, воспринимающие запахи); нос участвует в речи и мимике.

    Слайд 12

    Слайд 13

    Куда воздух поступает из носовой полости?

  • Слайд 14

    Гортань – орган голосообразования.

  • Слайд 15

    Длина трахеи примерно 15 см. На уровне 4 -5 грудного позвонка она делится на два бронха, каждый бронх входит в легкое, где разветвляется на бронхиолы толщиной 0,5 мм (их около 25 млн.) Каждая бронхиола заканчивается ходами с группой воздушных мешочков – альвеол (их 3 млрд. 400 млн.)

    Слайд 16

    Путешествие кислорода (изучение новых знаний)

    Воздух поступает в одну из альвеол. Ого, как она сразу раздулась! При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут покрыть площадь 150 квадратных метров! Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека. Альвеолы густо оплетены капиллярами, а стенки альвеол состоят только из одного слоя клеток.

    Слайд 17

    Диффузия

    Процесс, в результате которого, газ из области более высокой концентрации стремится в область, где концентрация его мала. Стенка альвеолы состоит из одного слоя клеток и густо оплетена капиллярами, а стенки этих сосудов тоже состоят из одного слоя клеток. Все это создает отличные условия для проникновения газов.

    В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон. Легкие при этом остались неповрежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло? Из романов Ф.Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при этом при помощи пустотелых стеблей камыша. Но дышать можно так лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 метра. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение? Учебник стр. 140 – 141, вопросы.

    Посмотреть все слайды