Формирование кадрового резерва организации. Кадровый резерв: формирование и управление Кадровый резерв создается только на должности

Тенденции рынка труда ведут к отрицательным изменениям в организациях. Претенденты на вакансии менеджеров часто показывают неудовлетворительные результаты работы. Лидирующим методом подбора профессиональных управленцев становится переманивание успешного специалиста из конкурирующих компаний. Таким способом пользуются для поиска топовых или узкопрофильных позиций.

Но без создания системы по работе с сотрудниками внутри организации не исключено, что возникнут трудности при подборе и рядовых работников. Речь идет о мощном человеческом ресурсе на предприятии - кадровом резерве.

Зачем это нужно?

Группу сотрудников, показывающих в своей работе положительные результаты и обладающих потенциалом, отбирают в резерв для последующего перемещения на руководящие должности. При необходимости отобранные специалисты способны плодотворно работать по своему и смежному направлениям.

Создание резерва уменьшает затраты на поиск и последующую адаптацию новичков за счет уже подготовленных кадров, чья нематериальная мотивация и лояльность к организации повышаются. Говоря о формировании кадрового резерва, подразумевают проведение мероприятий, направленных на обучение выбранных сотрудников управленческим функциям .

Начало работы, критерии

Для создания грамотной системы придерживаются трех принципов:

  • присутствует потребность в замещении;
  • претендент соответствует должности;
  • есть стремление кандидата к профессиональному росту.

Начало работы по созданию резерва заключается в выявлении ведущих позиций в компании. Начальники подразделений, директора департаментов и главные руководители влияют на результаты организации. Узкопрофильные специалисты, без которых процесс работы встанет, определяют в резерв. Масштаб и специфика работы предприятия определяет количество ключевых должностей в резерве.

Личностные качества работников для резерва:

  • готовность при необходимости перевестись в филиал организации в другом городе;
  • стрессоустойчивость и невосприимчивость к нагрузкам;
  • соответствие претендента образу руководителя;
  • показательные результаты текущей деятельности;
  • внутренний настрой кандидата на руководящую позицию. Определить это качество сможет опытный сотрудник отдела по подбору персонала.

Действия при его создании:

  • определить, сколько специалистов понадобится в течение пяти лет;
  • посмотреть количество имеющихся резервистов;
  • спрогнозировать процент увольнений по результатам ;
  • выявить менеджеров, которые способны работать на других участках;
  • не забывать, что специалисты из резерва должны в итоге оказаться на должности, ради которой они хотят вырасти в профессиональном и психологическом плане. В противном случае сотрудник выгорает и демотивируется.

Возможные ошибки:

  • формальный отбор специалистов в резерв без оценки знаний. Как результат — отсутствие сильных работников и присутствие неспособных к управленческой деятельности;
  • не продумана система мотивации для претендентов;
  • отсутствие обратной связи от отдела персонала не прошедшему в резерв работнику. За счет этого снижается лояльность к компании;
  • не исполняется утвержденный план. Отобранные сотрудники, прошедшие обучение, планируют продвигаться по служебной лестнице. При отсутствии кадровых перемещений доверие к организации теряется, что отражается на результатах работы;
  • сформированный кадровый резерв обновляется редко, что делает систему бессмысленной в условиях развития бизнеса и при высоком коэффициенте текучести.

Этапы формирования

Выделяют 4 этапа построения системы. В зависимости от финансовой ситуации в организации и конкретных задач стадии дополняются или сокращаются:

  1. На первом этапе сотрудники отдела подбора персонала анализируют потребности в замещении на утвержденный период времени. Срок планирования составляет от двух до пяти лет.
  2. На втором этапе прорабатывается система отбора. Проводится конкурс, выбираются резервисты.
  3. На третьем этапе отобранные сотрудники участвуют в программе по развитию навыков в профессиональном и личностном направлении. Резервисты обучаются по программам MBA, на семинарах и тренингах, для них устраиваются выездные тематические конференции с приглашенными преподавателями.
  4. На четвертом этапе обученные сотрудники получают возможность испытать себя на практике. В идеальной ситуации опытный кандидат должен чувствовать себя свободно в управленческом кресле, решать поставленные задачи и не испытывать сложностей при общении с подчиненными.

Детальные задачи:

  1. На первом этапе разрабатывается Политика по формированию резерва . В документе прописываются принципы и последовательность действий, ответственные лица, формы отчетности. В нем утверждаются вопросы по организации работы с резервом: как пополняются и набираются в него сотрудники компании. Для работы понадобится утвердить перечень должностей, на которые будут резервироваться работники. Сотрудники отдела персонала оформляют нормативные акты и согласовывают с руководителем организации.
  2. На втором этапе формируются и согласовываются схемы конкурсного отбора . Занять резервную нишу сможет внутренний и внешний кандидат. Главное условие для этого — опыт по нужной специальности. После набора максимального числа претендентов наступает вторая ступень конкурса, где резервист оценивается персонально. Решение о зачислении принимается на основе и достигнутых результатов работы, и по оценке профессиональных и личностных качеств.
  3. На третьем этапе создается система обучения отобранных работников . Так как для развития специалистов потребуются значительные расходы, обучающие мероприятия продумываются с учетом факторов, которые в перспективе повлияют на бизнес. Помимо дополнительного образования, предусматриваются программы, направленные на развитие у сотрудников управленческих навыков. Материальном стимулом для резервистов станет бонус за отличную сдачу экзаменов или оплата MBA. Для каждого претендента готовят индивидуальный план развития, составленный с учетом стажа, образования, психологических характеристик и желания достигать высот в выбранном направлении. Обратная связь от сотрудника в резерве в отдел персонала просигнализирует о недочетах в программе развития. Обмен опытом резервистов усилит впечатление от процесса обучения и заинтересует остальных работников организации.
  4. На четвертом этапе обученный специалист замещает работника на резервируемой должности , используя приобретенный опыт. Сотрудник чувствует себя полезным, когда на деле реализует полученные навыки. В ситуации, когда он так и остается в резерве пять лет с багажом новой, но неприменимой в деятельности информации, компания рискует из-за своей невнимательности потерять ценный кадр. Место перспективному специалисту на рынке труда и у конкурентов найдется.

Подробнее о данных задачах вы можете узнать из следующего видео:

Основные задачи, решаемые в ходе процедуры

Стратегическая политика организации нацелена в первую очередь на увеличение прибыли. Профессиональная команда с единым корпоративным духом выполнит поставленные бизнес-задачи. При наличии кадрового резерва времени на достижение целей понадобится меньше.

Снижаются риски потери накопленной информации, которой владеет руководящий сотрудник. Резервист постепенно обучается тонкостям управления, исполняет обязанности сначала под наблюдением опытного наставника, затем самостоятельно.

Попадание в состав кадрового резерва повышает мотивацию работника. Он видит путь продвижения в профессиональном плане как по горизонтальной ступени, так и по вертикальной. Если система резерва продуманна, то сотрудники мотивируются на дальнейший рост по служебной лестнице. Компания при грамотной организации системы планирует и управляет процессом перемещений.

При низкой текучести кадров, отдаче в работе, профессиональном самосовершенствовании работников организация финансово устойчива. Редко возникают ситуации, когда уход из фирмы опытных менеджеров негативно влияет на бизнес: падают продажи и ухудшается имидж организации.

Кадровый резерв предприятия - это:

Резерв потенциальных руководителей (работников на выдвижение) - это некоторое количество сотрудников, которые по своим профессиональным и личностным качествам в любой момент могут быть переведены на запланированную руководящую должность

Формирование кадрового резерва руководящего состава - это один важнейших стратегических видов деятельности компании, представляющий собой комплекс мероприятий по отбору и обучению потенциально возможных руководителей

Кто может стать частью кадрового резерва организации?

Сотрудники компании, которые успешно прошли аттестацию и рекомендованы непосредственным начальством на выдвижение

В кадровый резерв предприятия могут входить молодые специалисты, успевшие отлично показать себя в деле

Работающие на предприятии сотрудники, которые удаленно получают образование в высших или профильных средне специальных учебных заведениях

Заместители действующих руководителей

Формировать кадровый резерв организации можно двумя способами: традиционно или по-современному

Традиционное видение формирования кадрового резерва предприятия предполагает подготовку конкретной замены для конкретной должности. Например, акционеры региональной крупной производственной компании, принимают решение поменять «пришлых» топ-менеджеров на местных работников. Для этого последние проходят надлежащую подготовку и обучение

Современная система формирования кадрового резерва организации представляет собой кропотливую «работу с талантами». Среди сотрудников предприятия выявляются наиболее перспективные и талантливые, осуществляется их развитие на нынешнем рабочем месте. При этом выявляются их наиболее сильные стороны, после чего решается, на какой именно руководящей должности они принесут наибольшую пользу

В подавляющем большинстве случаев компании используют традиционный метод создания руководящего кадрового резерва, так как он менее трудоемкий и затратный

Однако каким бы методом вы ни решили воспользоваться, обязательным является соблюдение следующего ряда принципов:

Принцип плановости - необходимо учитывать объективную потребность компании в новых руководителях в условиях постоянного изменения экономических условий деятельности

Принцип единства - одинаково качественно должны происходить подготовка руководителей для всех должностей

Принцип непрерывности - развитие специалиста, который станет достойным руководителем, должна быть длительной и непрерывной. В некоторых случаях это длится несколько лет. Предполагается постоянное самообразование, оттачивание навыков на месте, а также посещение полезных мероприятий (курсов, тренингов и т.д.) с отрывом от производства

Принцип «чем больше, тем лучше» - не бойтесь включить в кадровый резерв организации «ненужных» работников, остерегайтесь пропустить по-настоящему талантливого подчиненного. Однако есть и определенные количественные рамки: на одну «средне-руководящую» должность стоит записывать не более трех человек

Принцип прозрачности и открытого списка - предоставьте возможность любому желающему работнику стать частью руководящего кадрового резерва предприятия, если он действительно удовлетворяет формальным критериям. Также должна оставаться возможность «вернуться» в список кандидатов тем, кто выбыл из него

Принцип «не сотворения касты неприкасаемых» - вхождение в руководящий кадровый резерв организации не должно быть поводом для особых преференций. Этим людям не стоит устраивать льготный или привилегированный режим работы. Речь идет исключительно о благоприятных условиях для профессионального роста

Принцип участия высшего руководства - действующие начальники должны обязательно работать с «подрастающим» поколением

Принцип конфиденциальности и этичности - будьте внимательны с назначением руководителя из кадрового резерва предприятия. Оставшиеся в нем члены не должны почувствовать себя не у дел

Принцип всеобщей гласности - предполагает, что общественность компании может в любой момент проверить, насколько качества находящихся в кадровом резерве организации соответствуют критериям отбора

В процессе формирования кадрового резерва будущих руководителей решаются следующие важные задачи:

Подбор кадров для замены руководителей и создание плана для этих процедур

Обозначение необходимых требований к будущим начальникам

Выявление потенциально подходящих работников для кадрового резерва предприятия

Создание индивидуального плана профессионального роста и развития для каждого работника в кадровом резерве организации

Непосредственное обучение и повышение уровня отобранных специалистов

Анализ прогресса каждого работника в кадровом резерве предприятия

Перевод работника на новую должность и помощь в адаптационный период

Определение фактической стоимости всех вышеперечисленных мероприятий

В начале выявляются объективно наиболее важные должности, которые серьезно влияют на деятельность компании и ее результаты. Как правило, к ним относят главного руководителя, его заместителей, начальников отделов и других подразделений. Также речь может идти об узких специалистах более низкого ранга, но не менее важных для предприятия

Количество важных должностей, для которых необходимо составлять кадровый резерв, отличается в зависимости от размера и особенностей предприятия. Например, в крупных транснациональных компаниях число резервистов колеблется от 30 до 200 человек

С учетом чего должно осуществляться управление кадровым резервом организации?

Количество необходимых специалистов, которое может потребоваться вам в ближайшие 2-5 лет

Фактическое количество резервистов, имеющихся на данных момент

Примерный процент возможного выбытия участников кадрового резерва предприятия по причине выявленного в ходе работы несоответствия

Число действующих руководителей, которые, покинув свою должность, смогут быть полезными на другом участке

Если вы правильно рассчитаете необходимое и достаточное число резервистов, вам удастся избежать ненужных издержек

Помните, за время пребывания в кадровом резерве руководителей, сотрудник проходит колоссальную профессиональную и психологическую подготовку. В идеале он должен быть назначенным на предполагаемую должность и принести компании большую пользу. Некоторые остаются в кадровом резерве организации на срок больший, чем стандартные 2-5 лет. Учитывая, что среди формальных требований к резервистам нет данных о возрасте, может сложиться ситуация, когда потенциальный кандидат «перерастает» свою цель

Если человек, состоящий в кадровом резерве предприятия, не видит реальных перспектив на протяжении многих лет пребывания в нем, он может потерять интерес к работе и уменьшить самоотдачу

При формировании кадрового резерва организации необходимо избегать жесткого разделения будущих должностей: лучше, если он будет максимально мобильным. В этом случае вы сможете выбрать достойнейшего кандидата из всех при освобождении руководящей должности. Также можно будет найти применение хорошему специалисту даже в том случае, если запланированная ему вакансия так и не откроется. Существуют определенные сложности в создании корректного кадрового резерва предприятия: необходимо не только определить ключевые должности, но и предугадать, какие из них будут объективно нужны через 2-5 лет. Используйте для этого прогнозные показатели по отрасли, а также данные наблюдения за конкурентами, которые «старше» вас

Существуют необходимые критерии, для отбора кандидата в кадровый резерв предприятия

Мобильность сотрудника (его готовность в любой момент сменить место работы и место проживания)

Способность выдерживать серьезные нагрузки психологические и физические

Готовность освободиться от выполняемых ранее функций

Если одно из условий не выполняется, кандидат не может быть принят в кадровый резерв организации

Далее наступает второй этап - создание плана высвобождения руководящих вакансий. Для этого анализируется совокупность таких показателей, как возраст действующих руководителей, состояние здоровья, личные интересы, профессиональные перспективы. Полученный план станет основой для подготовки кадрового резерва предприятия

На третьем этапе обозначаются необходимые требования к потенциальным руководителям. Определяется список личных и профессиональных качеств, которыми в обязательном порядке должен обладать будущий резервист. Можно использовать в данной работе пример действующего руководителя

Приступая к непосредственному отбору, помните, процесс должен проходить в обстановке конфиденциальности. Анализируя каждую конкретную должность, применяйте к кандидатам следующие критерии отбора:

Критерии отбора в кадровый резерв организации

Соответствие совокупности индивидуальных характеристик каждого претендента образу идеального руководителя данного участка. Лучше применять в данном случае такие инструменты, как глубокое разностороннее индивидуальное тестирование, так как метод субъективной оценки не всегда эффективен, а метод экспертной оценки нарушит принцип конфиденциальности

Наличествующие результаты текущей деятельности. Для этого используйте информацию из личного дела сотрудника, а также данные оценки его работы

Степень готовности кандидата заступить на руководящую должность. Этот процесс должен происходить с использованием интуиции и опыта работников кадровой службы, другие методы - малоэффективны

Все потенциальные резервисты проходят двухэтапный жесткий отбор. На каждом этапе претендентов оценивают с различных точек зрения

Вначале отсеивают явно неподходящих кандидатур. Для их выявления проводят сложные тесты, способные определить, насколько человек готов к дальнейшему развитию и личностному росту

На втором этапе из кандидатов, оставшихся после первого, отбирают лучших. Еще глубже анализируют его способности, навыки, таланты, а также потенциал развития

Все отобранные резервисты условно делятся по следующему принципу:

Те, которые объективно могут стать руководителями ввиду имеющихся качеств и профессиональных качеств

Те, которые обладают колоссальным потенциалом для развития

Если человек попадает под обе категории, то он зачисляется в так называемый «ближний кадровый резерв предприятия». Те же, кто обладает лишь одной из данных характеристик - в «дальний кадровый резерв организации», который является для компании более дорогостоящим из-за необходимости проведения различных обучающих программ и мероприятий

В процессе формирования кадрового резерва могут совершаться следующие ошибки:

Недостаточная сбалансированность структуры кадрового резерва (отсутствуют некоторые уровни управления среди зачисленных в резерв)

Отсутствие достойных проектов, которые дадут возможность резервистам продемонстрировать свои качества

Неправильная мотивация кандидатов в кадровый резерв организации

В процессе работы с отобранными лучшими резервистами они развиваются в трех направлениях: повышают профессиональные и отраслевые навыки, приобретают менеджерские знания, нарабатывают необходимый ситуативный опыт

Человек, которому выпала честь состоять в кадровом руководящем резерве, должен постоянно чувствовать на себе внимание руководства к процессу своего роста. Развитие всех резервистов должно быть комплексным и всесторонним

Компании, которые усвоили все требования к созданию кадрового руководящего кадрового резерва предприятия, не имеют проблем со сменой руководителей любого уровня. Их развитие характеризуется преемственностью успешных стратегий наряду с привнесением свежих инновационных идей

Формирование кадрового резерва организации - это важная составляющая эффективной работы подразделения. Управление кадровым резервом предприятия следует предоставлять только квалифицированным специалистам в кадровом вопросе

Назначение руководителя организации или структурного подразделения, продвижение специалиста на руководящую должность должны осуществляться не спонтанно в связи с неожиданной вакансией появилась в компании, а планомерно, на основе плавного замещения освободившейся должности руководителя. Если в компании освобождается место президента и она вынуждена пригласить на эту должность специалиста извне, последнем надо от трех до шести месяцев, чтобы ознакомиться с делами организации, от одного до трех лет, чтобы стать признанным "своим", и от двух до пяти лет, чтобы впитать культуру компании. У работников, которые ранее работали в компании, таких проблем не возникает .

Преимуществом создания кадрового резерва является обеспечение текущей, краткосрочной и среднесрочной потребности организации в работниках для замещения ключевых должностей, сокращение сроков и затрат на закрытие вакансий, системного и целенаправленного развития персонала. Поэтому более эффективным является развитие трудовой карьеры руководителей, осуществляемый на плановой основе. Если организация не способна сформировать действенный резерв руководителей из числа своих работников, то это уже является признаком ее слабости, неэффективности стратегии развития персонала.

Под кадровым резервом понимают группу работников, отобранных для выдвижения на руководящие и ключевые должности по результатам оценки их профессиональных, деловых и личностных качеств положительно проявили себя в организации и прошли соответствующее обучение для обийняття этих должностей.

В зависимости от подходов к формированию состава руководителей выделяют два вида кадрового резерва: внутренний и внешний.

Внутренний кадровый резерв формируют из сотрудников компании. Его делят на

Управленческий резерв (вертикальный вектор) - работники, способные к вертикальной карьеры;

Оперативный - работники, способные уже в ближайшее время занять руководящие должности (вертикальный вектор)

Стратегический - работники, потенциально способные к выполнению руководящих обязанностей (вертикальный вектор)

Резерв ключевых специалистов (горизонтальный вектор) - работники, демонстрируют высокий профессионализм, имеют уникальные знания, способности к наставничеству и эффективной горизонтальной карьеры.

Внешний кадровый резерв формируется из числа:

Выпускников профильных учебных заведений, которые успешно прошли практику в компании;

Кандидатов, заинтересовали эйчаров, но по определенным причинам не пришли на работу в компанию в момент проведения интервью по трудоустройству; кандидатов, сведения о которых получены на основе мониторинга достижений и развития карьеры ключевых специалистов отрасли .

Преимуществами внутреннего кадрового резерва является то, что резервист хорошо знаком с организацией, ее структурой, корпоративной культурой, имеет личные контакты с коллегами по работе, менее подвержен переманивание в другие компании. К недостаткам внутреннего кадрового резерва относится то, что резервист не всегда авторитет среди коллег, иногда не проявляет интереса к инновациям. Часто в компании вообще не удается найти достойного кандидата на зачисление в резерв, и тогда руководители опираются на порочный принцип "хоть плохой, и свой" .

Преимуществом внешнего кадрового резерва есть возможность подобрать лучших специалистов из организаций региона или вида экономической деятельности. К недостаткам следует отнести то, что резервистам понадобится много времени для успешной адаптации в организации на подбор специалиста расходуются значительные средства, к тому же они более склонны к переманивание в другие компании.

По виду деятельности различают:

Резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбирать один из двух направлений карьеры - горизонтальную или вертикальную;

Резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти работники ориентированы на руководящую карьеру .

По времени назначения выделяют:

Группа А - кандидаты, которые могут быть выдвинуты на руководящие должности уже сейчас;

Группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года .

По назначению на должность выделяют такие виды резерва: преемники конкретных руководителей, резерв руководителей на выдвижение.

Преемников обычно выбирают для руководителей, достигших предельного возраста, или для тех, кто имеет перспективу быстрого продвижения на более высокую должность. Резерв на выдвижение создается для замещения вакантных должностей в любом подразделении компании .

Основные задачи формирования кадрового резерва:

Выявление среди работников организации лиц, имеющих потенциал для назначения на руководящую или ключевую должность;

Подготовка лиц, зачисленных в резерв руководителей, для руководящих должностей;

Обеспечение своевременного замещения вакантных должностей руководителей из компетентных и способных к управленческой работе работников;

Привлечение более молодых работников на ключевые должности;

Создание условий для преемственности и устойчивости управления организацией и ее подразделениями.

Формирование кадрового резерва основывается на следующих принципах:

Актуальность резерва - потребность в замещении должностей должна быть реальной;

Соответствие кандидата должности и типу резерва - требования к квалификации кандидата на определенную должность;

Перспективность кандидата - ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья .

Кроме того, формирование кадрового резерва должно быть непрерывным и гибким в соответствии с требованиями производства, согласованному с другими направлениями работы с персоналом.

Подготовка кадрового резерва является достаточно сложным процессом, требующим постоянного внимания со стороны первого руководителя организации, службы персонала на всех этапах формирования резерва. Сложность формирования резерва работников заключается в нежелании руководителей структурных подразделений организации зачислять перспективных специалистов в резерв из-за опасений заменить лучшего работника на своего потенциального конкурента, в определении оптимальной для организации численности резервистов, а также с оценкой потенциала кандидатов в кадровый резерв.

Формирование кадрового резерва должно начинаться с разработки положения о работе с кадровым резервом в организации. Положение должно быть нормативным актом, определяющим цели, задачи, принципы и порядок работы с кадровым резервом.

В положении определяется перечень ключевых должностей, на которые организация хочет иметь подготовленный кадровый резерв. Этот перечень включает прежде всего должности руководителей, которые имеют влияние на конкурентоспособность организации и достижения им стратегических целей. К ключевым относятся должности первого руководителя, его заместителей, руководителей филиалов и структурных подразделений. На количество и структуру ключевых должностей влияют размеры и специфика деятельности организации. В крупных корпорациях их численность может составлять от 20 до 250 человек.

Однако кадровый резерв организации не ограничивается только ключевыми должностями руководителей на высшем и среднем уровнях управления. Эффективному функционированию предприятий способствует также включение в кадровый резерв руководителей низового уровня управления, профессионалов ведущих подразделений с хорошей подготовкой и потенциалом для горизонтального карьерного роста.

Этапы процесса формирования резерва руководителей в организации отражено на рис. 12.3.

Для определения дополнительной потребности в руководителях в разрезе структурных подразделений организации и должностей служба персонала вместе с первым руководителем должен подробно проанализировать состояние использования руководителей с учетом возраста, перспектив профессионально-квалификационного продвижения, личных интересов, состояния здоровья каждого из руководителей и на этой основе определить возможные сроки высвобождения каждого из них.

Если численность резервистов недостаточно, то это может усложнить своевременное замещение руководителей, выбывают из организации. И наоборот, чрезмерный резерв руководителей приводит к ухудшению социально-психологического климата в трудовом коллективе, возникновение конфликтных ситуаций, увеличивает текучесть кадров среди резервистов, поскольку не реализуются их ожидания относительно вертикального типа карьеры в организации.

Рис. 12.3. Этапы процесса формирования резерва руководителей в организации

Определение дополнительной потребности в руководителях следует осуществлять на основании балансовой расчета дополнительной потребности организации в специалистах и источников ее обеспечения. При этом должны учитываться ожидаемые изменения в схеме управления, введение новых должностей руководителей в соответствии со стратегией развития организации, открытие новых подразделений, филиалов, динамика внешней среды, изменения в фирмах-конкурентах.

Результаты определения дополнительной потребности в руководителях должны отражаться в планах замещения руководителей организации. Эти планы должны содержать индивидуально ориентированные схемы замещения должностей руководителей. В основу индивидуально ориентированных схем положены типовые схемы замещения руководящих должностей.

В типичной схеме замещения должностей отражают:

Диапазон ротации, которая определяется с помощью типовых моделей продвижения на руководящую должность и моделей ротации руководителей;

Потребности в развитии управленческого потенциала персонала;

Программа по развитию управленческого потенциала;

Стандартные методы оценки и отбора работников, требования к "идеальному" руководителя в пределах диапазона ротации .

Обоснование требований к кандидатам на каждую руководящую должность организации имеет большое значение в процессе формирования резерва руководителей. Без четкого представления о том, какими компетенциями, качествами (степень профессиональной пригодности) должны обладать будущие руководители, организация не сможет на должном уровне осуществить предварительный набор кандидатов в резерв, изучить и оценить претендентов.

С целью изучения и оценки претендентов целесообразно использовать профессиональные стандарты, профили профессиональной компетентности должностей, портреты идеальных руководителей, профессиограммы и психограммы. Они должны содержать требования к организаторских способностей, способности к обучению и развитию, нервно-психической адаптивности, стрессоустойчивости, коммуникабельности и других личностных качеств, знаний в сфере экономики и управления, права, психологии, социологии, умений, навыков, необходимых работнику для эффективной работы в должности руководителя.

Среди других качеств, умений и навыков особую роль играют инициативность, требовательность, исполнительность, ответственность, активность, работоспособность. Личные качества и интеллект характеризует системным аналитическим мышлением, гибкостью, способностью быстро реагировать на изменение ситуации и принятия решений, принципиальность, умение планировать и организовывать работу, делегировать полномочия, вести переговоры, убеждать и отстаивать собственное мнение, стиль поведения в конфликтных ситуациях и т.

Модели компетенций руководителей могут содержать такие шкалы их уровней развития компетенций: уровень понимания, базовый, средний, сильный и лидерский .

Одновременно построение идеальных моделей сильных руководителей еще не дала ощутимых результатов. Бывают случаи, когда работники с "хорошим" набором качеств управляют непосредственно, и наоборот, сильные руководители имеют "плохой" или "посредственный" набор качеств . Поэтому прогноз профессиональной пригодности руководителя предлагают осуществлять через выявление эффективного индивидуального стиля управления. Для прогнозирования успешной управленческой деятельности оценивания общей способности к профессии руководителя более важное, чем аналогичное оценивания качеств и отдельных способностей руководителя.

Работа с предыдущего набора кандидатов в резерв руководителей может проводиться при:

Обучение студентов на старших курсах высших учебных заведений;

Годичной стажировки и производственной адаптации молодых специалистов в компании в течение трех лет после окончания учебных заведений;

Работы работника как руководителя низшего уровня управления (мастера, начальника участка) с целью выдвижения его в резерв на должности линейных или функциональных руководителей среднего уровня управления;

Работы работника как руководителя среднего уровня управления организацией с целью выдвижения его в резерв на должности руководителей высшего уровня управления.

Для предварительного набора кандидатов в резерв руководителей в организации могут быть использованы следующие источники информации:

Материалы итогов производственной адаптации молодого специалиста после трех лет его работы в организации;

Итоги периодических текущих и непериодических аттестаций и сертификаций персонала;

Результаты производственной деятельности структурного подразделения, которым руководит кандидат на выдвижение в резерв руководителей среднего или высшего уровня управления;

Материалы личного дела кандидата;

Данные об образовании, уровень профессиональной подготовки и квалификации, опыта работы кандидата в резерв руководителей;

Результаты повышения уровня квалификации или переподготовки кандидата;

Отзывы о кандидатах в резерв их непосредственных руководителей, подчиненных, коллег по работе, руководителей смежных структурных подразделений, работников службы персонала, клиентов и поставщиков и т.

Формирование резерва руководителей, изучения и оценки претендентов должны осуществляться на основе использования различных методов оценки. При оценке сложности труда кандидатов в резерв учитываются технологическая сложность трудового процесса, разнообразие, комплексность работ, самостоятельность выполнения работ, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность.

Оценка результатов труда кандидатов в резерв должно осуществляться по совокупности количественных и качественных показателей. При этом учитывают не только объем выполненной работы в соответствии с действующими нормами времени, качество работы, но и творческую активность .

При оценке персонала используют прогностические, практические и учебные методы. Прогностические методы оценки кандидатов в резерв требуют: анализа документальных материалов, проведение структурированного и неструктурированного интервьюирования, использования различных методов оценки работников, в том числе аттестации и сертификации персонала, анкетирование, классификации и ранжирования, оценки по решающей ситуации, эталона, тестирование и под.

Так, метод анкетирования предполагает использование набора вопросов или утверждений относительно личностных характеристик, особенностей поведения и взаимоотношений кандидата в резерв с другими работниками и тому подобное.

Среди прогностических методов особое место занимают различные методы сравнений, тесты и аппаратурные методики, определяющие общую и отдельные способности кандидата в резерв к управленческой деятельности. Осуществление психологами или профконсультанта профессионального отбора среди кандидатов в резерв руководителей позволяет сделать какой-то мере обоснованный вывод о соответствии особенностей кандидата требованиям будущей должности руководителя.

Недооценка в организации профотбора приводит к тому, что на руководящие должности иногда назначают лиц, психофизиологические и социально-психологические особенности которых не соответствуют требованиям, предъявляемым к администраторам. Бывают случаи, когда молодой специалист, не масс способностей к управленческой деятельности, изменил практика в должности руководителя структурного подразделения, не сумел направить усилия вверенного ему трудового коллектива, не выполняет планы производства продукции или оказание услуг, не может устранить конфликтные ситуации и тому подобное. От такого руководителя рано или поздно избавляются.

В то же время подбор на должность руководителя специалиста, который имеет необходимые способности к управленческой деятельности, дает возможность во многих случаях превратить отсталое предприятие на передовое. При этом такие изменения достигаются не вследствие чрезмерных собственных трудовых усилий, а благодаря рациональной организации производства и труда.

Однако, используя различные методы психологического тестирования, особенно тесты для оценки способностей кандидата в резерв руководителей, следует учитывать их несовершенство, в частности слабое предсказательную способность. На основании одного или двух тестов нельзя сделать обоснованный вывод о пригодности специалиста к управленческой работы. Для определения профпригодности нужна "батарея тестов", что позволяет оценить ряд качеств или отдельные способности кандидата. Исходя из этого психологическое оценивание должно дополнять экспертные оценки, желаемый совпадение их результатов. Тесты должны корректировать оценки качеств и способностей, полученных с помощью практических и учебных методов оценки личности кандидата в резерв руководителей.

К практических методов оценки относятся: оценка результатов работы назначенного кандидата в резерв руководителем группы работников, которые выполняют временную работу и не имеют формального закрепления в организационной структуре предприятия; выполнения резервистом обязанностей руководителя, находящегося в командировке, отпуске или болеет; результатов стажировки, работы дублера руководителя и тому подобное.

Учебные методы оценки кандидатов в резерв предусматривают использование таких форм обучения: рассмотрение практических ситуаций, групповые дискуссии, ролевые игры, деловые игры и др. Оценка работника в этом случае осуществляется при решении им конкретных учебных задач, предусмотренных активными формами обучения персонала.

Сущность метода экспертной оценки заключается в том, что эксперты из числа высших руководителей организации и специалистов службы персонала оценивают каждого кандидата в кадровый резерв. В ряде случаев для их оценки организация может воспользоваться услугами работников Центра оценки персонала (Assessment Center) или консалтинговых компаний. При этом важно, чтобы оценка осуществлялось на основании результатов применения прогностических, практических и учебных методов.

Это позволяет снизить степень субъективизма оценки экспертов при определении кандидатов в резерв руководителей. Как свидетельствуют практика корпорации "Инком-Недвижимость" (г.. Москва), жесткий отбор - несомненный ПЛЮС, причем с разных позиций: и качества кадрового резерва, и его стиля и мотивации участников .

Отбор и утверждение кандидатов в резерв руководителей проводится высшими руководителями организации с участием работников службы персонала в условиях конфиденциальности. В некоторых компаниях работников сообщают об их зачислении в резерв руководителей, другие держат эту информацию в секрете. Преимуществом первого подхода по формированию резерва руководителей является усиление мотивации резервиста и возможность организовать его целенаправленную подготовку к управленческой деятельности.

Так, Положением о Президентский кадровый резерв "Новая элита нации" предусмотрено, что информация о Президентском кадровом резерве, зачисленных в него лиц, вакансии в этом резерве размещается на веб-сайте Официального интернет-представительства Президента Украины . О принятии решения сообщают руководство по месту работы зачисленного работника. Аналогичную процедуру установлено Типичным порядком формирования кадрового резерва в органах местного самоуправления.

Определенным преимуществом второго подхода по формированию кадрового резерва является уменьшение вероятности потенциальных конфликтов между руководителем и его преемником и лишнего ажиотажа вокруг процесса формирования резерва. Но существенным недостатком этого подхода является отсутствие возможности организовать целенаправленную подготовку резервистов. Поэтому его применение нецелесообразно не только в органах исполнительной власти, но и на негосударственных предприятиях, в компаниях.

В государственной службе, органах местного самоуправления составляют списки лиц, зачисленных в кадровый резерв (доп. 5, 6). Аналогичная работа проводится во многих организациях корпоративного сектора экономики (доп. 7). В списках указывается должность, на которую предлагают лицо из резерва, с указанием названия подразделения или должности, на которую формируется резерв. Такой порядок иногда усложняет взаимоотношения между непосредственным руководителем и резервистом, снижает заинтересованность руководителей структурных подразделений организаций в формировании действенного резерва.

Улучшению взаимоотношений между резервистом и его руководителем должно способствовать формированию резерва руководителей преимущественно не для конкретной должности (преемников конкретных руководителей организации), а для должностного уровня или резерва на выдвижение. На крупном предприятии, например, можно организовать групповое обучение руководителей нижнего уровня управления на должности руководителей среднего уровня управления, что позволяет расширить ротацию кадров, повысить мобильность и качество замещение вакантных руководящих должностей, готовить своевременно резерв для нововведения структурных подразделений.

В организациях кадровый резерв формируется в расчете на должности, указанные в перечне их должностей кадрового резерва. В частности, Положением о формировании кадрового резерва для государственной службы предусмотрено, что кадровый резерв формируется:

Из народных депутатов Украины;

Руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций;

Работников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

Государственных служащих, повысивших квалификацию, прошли стажировку или по результатам оценки рекомендованы для работы на более высоких должностях;

Выпускников высших учебных заведений, в том числе зачисленных на обучение по образовательно-профессиональным программам подготовки магистров государственного управления.

На каждую должность государственного служащего кадровый резерв формируется из такого расчета: на должность руководителя - не менее двух человек. Частные и коллективные предприятия, корпорации решают этот вопрос по своему усмотрению, исходя из своих финансовых возможностей. При этом следует исходить из того, что слишком большой кадровый резерв в расчете на одну должность в организации будет неоправданно увеличивать ее расходы на развитие руководителей и талантливых молодых специалистов. Для повышения эффективности формирования резерва на негосударственных предприятиях Минсоцполитики Украины целесообразно разработать методические рекомендации по формированию кадрового резерва для негосударственных предприятий.

В кадровый резерв низового и среднего уровней управления в организациях целесообразно относить лиц, не старше соответственно от 30 и 35-40 лет, а кадрового резерва высшего уровня управления - до 50 лет. Так, Положением о Президентский кадровый резерв "Новая элита нации" определено, что участия по отбору кандидатов в этот резерв допускаются граждане Украины, которые на день подачи документов не достигли сорока лет.

В организациях отбор кандидатов в кадровый резерв рекомендуется осуществлять на конкурсной основе, а в ряде случаев обязательность отбора кандидатов на конкурсной основе предусмотрена соответствующими нормативно-правовыми актами. В частности, такое условие установлено Положением о Президентский кадровый резерв "Новая элита нации".

Зачисление в кадровый резерв организации утверждается приказом или распоряжением руководителя. После утверждения персонального состава резерва составляют индивидуальные планы развития каждого отдельного резервиста, на основании которых осуществляется дальнейшая работа с кадровым резервом.

Служба персонала вместе с руководителями подразделений организации проводит контроль за подготовкой резервистов. По его результатам состав резерва пересматривается в конце года. По определенным причинам, в том числе в связи с увольнением с работы, по состоянию здоровья, из-за недостаточной работу по повышению уровня квалификации или переподготовки, отдельные резервисты могут быть исключены из состава резерва. Исключение из списка кадрового резерва оформляется приказом или распоряжением руководителя организации.

Срок пребывания работника в резерве на один и тот же должностной уровень, как правило, не должен превышать пяти лет. Если срок назначения резервиста (успешно прошел подготовку) на руководящую должность переносится на более поздний срок, то для организации возникает проблема сохранения для себя такого резервиста, недопущения его демотивации и перехода на другое предприятие с целью поиска перспективной работы.

Мотивировать резервистов, которых еще не назначен на новую должность, можно материального стимулирования, статусной и трудовой мотивацией, в частности привлечением к разработке новых проектов. Стоит расширять функциональные обязанности резервистов, зоны их ответственности и уровня принятия управленческих решений, организовывать временные замещения руководителя (во время отпуска, командировки, болезни), устанавливать надбавки и доплаты к заработной плате, предусматривать дополнительные социальные выплаты в социальном пакете предприятия и тому подобное.

Целесообразно также использовать такие методы нематериального стимулирования резервистов, как вручение им грамот, дипломов с отличием, объявление благодарности, оказание моральной поддержки со стороны руководителей организации и тому подобное.

Степень подготовленности резервиста до назначения на руководящую должность определяется с учетом состояния подготовки работника к управленческой деятельности, реализации индивидуального плана развития, результатов последней аттестации или сертификации персонала, авторитета в коллективе, уровня его профессиональной зрелости. После назначения работника на руководящую должность начинается его производственная адаптация в новой должности, во время которой оценивается эффективность формирования резерва.

Для повышения эффективности профессионально-квалификационного продвижения руководителей необходимо в организации обеспечивать благоприятные условия для их производственной адаптации на новой должности, предоставлять им достаточную информацию об особенностях работы на этой должности, коммуникации с руководителями более высокого уровня управления, коллегами, равными по рангу и подчиненными, осуществлять мониторинг по приобретению новых знаний, умений и практических навыков, которые могут понадобиться на новых, более высоких руководящих должностях. В этой связи для руководителей низового и среднего уровней управления важна поддержка руководителя более высокого уровня.

В условиях жесткой конкуренции в бизнес-сфере побеждает всегда тот, у кого есть мощный управленческий ресурс. По-настоящему талантливые руководители могут принимать верные управленческие решения и разрабатывать инновационные стратегические планы. Особого внимания в рамках кадрового ресурса организации заслуживает руководящий состав. Поэтому важно формировать кадровый резерв и работать с ним.

Когда необходимо формирование кадрового резерва

Кадровый резерв должен быть сформирован не только из-за текущего движения персонала, но и в связи с необходимостью следовать стратегии развития организации, ведь при планировании бизнеса руководитель определяет перечень и объем ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей. И в данном случае человеческие ресурсы, а именно специалисты и руководители, готовые и способные к выполнению важных для компании задач, играют решающую роль.

Группа работников организации, которые достигли положительных результатов в своей профессиональной деятельности и были отобраны в специальную команду по результатам оценки знаний, навыков, деловых и личностных качеств, является кадровым резервом. Должности, на замещение которых создается кадровый резерв, в основном, руководящие. После прохождения подготовки представители данной группы могут выдвигаться на любую руководящую должность при возникновении такой необходимости.

Формирование кадрового резерва является актуальным чаще всего в тех случаях, когда:

  1. Развитие компании проходит успешно и стремительно. Открываются новые направления работы и появляется острая необходимость в новых компетентных руководителях, которые способны их возглавить.
  2. Есть трудности в привлечении внешних топ-менеджеров в связи со сложной спецификой деятельности организации, при которой новые руководители уже должны обладать определенным набором стартовых знаний.
  3. Организация хочет удержать молодых специалистов, которые демонстрируют высокие результаты в рамках своей работы и стремятся к профессиональному развитию в данной организации.
  4. Компании необходимо создать сильную руководящую команду, представители которой будут хорошо знать и понимать всю технологию работы, осознавать специфику конкретной бизнес-среды, будут способны оперативно и эффективно решать поставленные задачи.

6 правил для эффективной работы кадрового резерва

Что нужно делать, чтобы система кадрового резерва работала эффективно, рассказала редакция журнала «Генеральный директор».

Для каких целей создается кадровый резерв в организации

1. Достижение стратегических целей компании. Основные стратегические цели любой организации это:

  • получение прибыли от основной деятельности;
  • завоевание ведущих позиций на рынке;
  • формирование положительного имиджа.

Решить данные задачи без хорошей команды топ-менеджеров и высококвалифицированных специалистов невозможно. Поэтому цель кадрового резерва, в свою очередь, заключается в достижении описанных выше стратегических миссий в самые короткие сроки.

2. Повышение уровня готовности персонала компании к организационным изменениям. Любая компания регулярно претерпевает изменения организационного плана. Подготавливать и переподготавливать персонал для формирования кадрового резерва в таких условиях просто необходимо. Для повышения лояльности сотрудников к изменениям разного рода может быть организовано обучение дополнительного плана, также можно расширить зону ответственности и так далее.

3. Обеспечение преемственности в управлении. Чтобы обеспечить преемственность в рамках управления, нужно хорошо подготовить «резервиста», кроме того, он должен изначально выполнять свои обязанности в присутствии резервируемого работника, а уже потом полноценно замещать сотрудника в его отсутствие. Большое количество крупных российских компаний сталкиваются с определенной проблемой: ключевой руководящий персонал находится в глубоко пенсионном возрасте и при отсутствии соответствующей замены продолжает исполнять свои обязанности. Особенно критичной эта ситуация является в сфере инженерии, энергетики, конструкторских работ. Остроту проблеме придает и тот факт, что данные сотрудники являются носителями уникальной информации, и когда они неожиданно выбывают, а кадровый резерв не сформирован, производство может понести невосполнимые потери.

4. Повышение мотивации сотрудников компании. Любая организация, которая развивается достаточно динамично, может предложить своим специалистам возможность профессионального роста. Именно такое перемещение по карьерной лестнице является основным мотивирующим фактором для сотрудников. Благодаря созданному кадровому резерву, это движение можно сделать более управляемым и плановым. Процесс перемещения и назначения любого сотрудника должен быть максимально прозрачным, чтобы работники имели возможность поставить перед собой конкретную цель, а также определить способы ее достижения.

5. Улучшение финансового положения компании. Данная цель может быть достигнута благодаря постоянному составу сотрудников, высокой мотивации каждого работника в отдельности и всего персонала в целом, наличию регулярной профессиональной подготовки и высокой производительности труда. Не является секретом тот факт, что увольнение, например, менеджера по продажам может привести к потере сразу нескольких клиентов, что, в свою очередь, негативно влияет на общий имидж организации и на сами бизнес-процессы. При этом поиск сотрудников через кадровые агентства в авральном режиме приводит к значительным финансовым и временным потерям. В связи с этим крайне важно иметь кадровый резерв.

Виды кадрового резерва

Принято различать два вида кадрового резерва.

Внешний кадровый резерв . Данный вид резерва кадров, как правило, является базой резюме тех специалистов, которые подходят организации по выдвигаемым к работникам требованиям и которые могут быть приглашены на собеседование в том случае, когда освободится подходящая вакансия. Серьезным недостатком такого вида кадрового резерва является быстрое устаревание информации в базах данных, ведь потенциальные работники могли уже найти работу или сменить город проживания, а может, и вовсе поменять направление своей деятельности. Ценными эти данные будут только тогда, когда над сбором информации работают продолжительное время, на постоянной основе обновляя содержимое резерва. Наиболее оптимально вести такие базы для подбора редких дорогостоящих специалистов.

В редких случаях внешний может являться группой специалистов, которые периодически привлекаются к решению тех или иных задач в рамках проектов организации. В дальнейшем они могут быть приглашены на постоянную работу.

Внутренний кадровый резерв . Этот вид резерва кадров представляет собой группу сотрудников организации, которые обладают высоким потенциалом к занятию управленческих должностей и способны к быстрому развитию.

Описанные выше виды кадрового резерва также имеют свои подвиды, например, оперативный и перспективный.

Внутренний оперативный кадровый резерв на замещение руководящих должностей состоит из сотрудников, которые уже являются заместителями руководителей или топ-менеджерами и могут приступить к работе без дополнительного обучения.

Перспективный список кадрового резерва состоит из сотрудников, которые обладают потенциалом для исполнения служебных обязанностей, но им нужно пройти дополнительное обучение. После повышения квалификации такие работники могут занять доступные вакансии.

С чего начать формирование кадрового резерва организации

Подготовка кадрового резерва должна вестись планомерно и сопровождаться системной работой. В первую очередь, нужно проанализировать существующие в организации проблемы относительно управления персоналом (оценить текучку кадров, провести социально-психологические исследования персонала и так далее). Оценка позволит выявить не только формальную текучку кадров, но и определить список проблемных должностей, а также составить социально-психологический портрет увольняющегося сотрудника. Такие данные, в свою очередь, позволят определить причины сложившейся ситуации и наметить приоритетные задачи, а также пути их решения.

Иногда стоит пригласить внешних экспертов в области управления персоналом. Зачастую это позволяет взглянуть на многие актуальные проблемы со стороны или изменить стратегию кадровой работы. Именно благодаря детальному и качественному анализу проблемных зон в рамках управления персоналом можно будет создать тот кадровый резерв, который будет отвечать задачам организации на данный момент.

Принято выделять две модели формирования кадрового резерва.

  1. Составить прогноз предполагаемых изменений в организационно-штатной структуре. В таком случае резерв формируется в соответствии с потребностью в замещении вакантных должностей на определенный период времени (как правило, 1-3 года).
  2. Определить ключевые потребности должностей в организации и сформировать резерв для всех руководящих специалистов вне зависимости от того, планируется ли их замена.

При выборе модели стоит опираться на приоритетные задачи, а также финансовые и временные ресурсы. Если выбрать первый вариант, то процесс будет менее затратным и более оперативным относительно сроков реализации, а при втором варианте - более надежным и целостным. В то же время вторая модель тоже подразумевает прогнозирование вероятных изменений. Данная процедура может быть проведена в качестве одного из этапов процесса формирования кадрового резерва.

По каким критериям проводить отбор кадрового резерва

Обычно отбор в кадровый резерв проводится по следующим критериям:

  1. Возраст. Оптимальный возраст сотрудников, вошедших в состав кадрового резерва для замещения руководителей среднего звена, составляет 25-35 лет. Данное обстоятельство связано с тем, что именно в этом возрасте работник чаще всего думает о самореализации и строит долгосрочные карьерные планы. Вхождение в состав кадрового резерва в этом случае станет хорошей мотивацией для профессионального роста. При этом кадровый резерв на замещение руководителей высшего звена следует формировать из сотрудников в возрасте от 45 лет.
  2. Образование. Этот критерий отражает вероятный уровень и профессиональную направленность образования кандидата. Для замещения руководителя среднего звена рекомендуется формировать кадровый резерв из людей с высшим профессиональным образованием. На должность руководителя высшего звена следует рассматривать специалистов с высшим образованием в сфере управления, экономики или финансов.
  3. Опыт работы в компании на базовой должности. Большинство компаний включают в состав кадрового резерва только тех кандидатов, которые имеют определенный опыт работы в данной организации. Иные предприятия ориентируются только на профессионализм, вне зависимости от того, где был получен рабочий опыт кандидата. Этот критерий отражает основные принципы корпоративной культуры организации и должен соответствовать принятым в ней нормам.
  4. Результаты профессиональной деятельности. «Резервист» должен быть ценным сотрудником и иметь послужной список из стабильных профессиональных результатов и достижений. В противном случае включать его в состав кадрового резерва будет неверным решением, поскольку оно будет носить исключительно формальный характер.
  5. Стремление кандидата к самосовершенствованию. Данный критерий является очень важным при отборе участников кадрового резерва. Если у кандидата нет желания развиваться, и он ограничен с профессиональной точки зрения, то это будет препятствовать включению в резерв даже при полном его соответствии основным требованиям той должности, которую данный специалист мог бы замещать.

Перечисленные выше критерии – это далеко не весь список. Та или иная компания может дополнить его или сократить, основываясь на задачах, которые требуется решить благодаря кадровому резерву. Когда базовые критерии отбора будут определены, а список должностей составлен, можно приступать непосредственно к формированию кадрового резерва, предварительно определив порядок этой процедуры.

Создание кадрового резерва: 4 этапа

Этап 1. Определение потребности в резерве.

Перед тем, как приступать к формированию кадрового резерва, нужно четко определить степень его необходимости. Для этого следует проанализировать перспективы развития организации, выделить необходимые для замещения ресурсы, а также проработать вопрос усовершенствования процесса продвижения работников по карьерной лестнице без их включения в резерв. Затем следует определить ту скорость, с которой освобождаются должности, и понять, сколько на данный момент имеется готовых к замещению кадров. После того, как потребность в кадровом резерве выявлена, нужно провести анализ степени насыщенности резерва для конкретных должностей, уровень и темпы замещения этих мест. При этом следует учитывать все возможные перспективы на определенный срок (на ближайшие 3, 5, 7 лет). Во время выявления характера и размера кадрового резерва важно учесть те базовые должности, без которых компания не сможет обойтись, а также места, которые будут замещены только в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Этап 2. Формирование списка резерва.

На втором этапе следует определить целевую аудиторию потенциальных кандидатов на место в кадровом резерве и составить список этих кандидатов в соответствии с конкретными должностями. Кроме того, для каждой должности нужно составить подробный перечень критериев, которым должен соответствовать кандидат. После того, как вы определите, насколько кандидаты на данный момент соответствуют выбранным ранее критериям, можно составить индивидуальный график обучения для каждого работника, вошедшего в состав кадрового резерва. Во время отбора сотрудников стоит уделять внимание информации о личностных характеристиках, профессиональной компетенции и карьерных планах. Также нужно учесть потенциальные возможности кандидата и его основные мотивы относительно рабочей деятельности.

Этап 3. Согласование плана резерва с его непосредственными участниками.

Следующим этапом становится непосредственное общение с кандидатами на замещение должностей. План формирования кадрового резерва должен быть понятным как для самих руководителей, так и для кандидатов, чтобы представители обеих сторон могли оценить перспективы и риски. После согласования и внесения необходимых правок составляется окончательный список резервистов.

Этап 4. Подготовка кандидатов.

Обучение кадрового резерва проводится несколькими способами:

  • стажировка под руководством вышестоящего сотрудника;
  • стажировка на планируемой должности, но в другом предприятии;
  • обучение в вузе, на курсах.

Окончательный способ определяется на основании целей. Программа подготовки сотрудников, входящих в состав кадрового резерва, чаще всего состоит из:

  • общей теоретической подготовки;
  • индивидуальной практики;
  • упражнений для социально-психологической адаптации работника.

Как происходит включение в кадровый резерв и исключение из него

Сотрудники компании могут быть включены в состав кадрового резерва следующими способами:

  • благодаря рассмотрению заявки от кандидата на включение;
  • благодаря рекомендации начальника (самовыдвижение);
  • через выдвижение на основании итогов ежегодных процедур оценки, включая и дополнительные оценочные действия.

На момент зачисления в состав кадрового резерва каждый претендент должен иметь результаты оценки согласно Положению «Об оценке персонала», при этом они должны быть свежими (не старше 12 месяцев от момента подачи заявки на включение). В случае, если данная оценка не проводилась или является устаревшей на момент подачи заявления от кандидата, то следует провести повторную процедуру до зачисления сотрудника в состав резерва. Осуществление таких оценочных процедур необходимо для обеспечения назначений на должности готовых к этому кандидатур с учетом их индивидуальных особенностей, слабых и сильных сторон личности.

Для того чтобы исключить сотрудника компании из состава кадрового резерва, должно быть какое-либо основание. Им может стать разовое или многоразовое невыполнение задач служебного характера, прохождение оценочной процедуры на неудовлетворительном уровне, регулярное неисполнение плана развития, который был составлен для кандидата.

Индивидуальный план развития соискателя в обязательном порядке согласовывается с руководителем подразделения по обучению кадров и включает в себя те мероприятия, которые ориентированы на развитие профессиональных компетенций сотрудника и его личности.

3 главных принципа, на которых строится работа с кадровым резервом

Гласность. Любые сведения, которые содержат информацию о кадровом резерве, способах его формирования и вошедших в него сотрудников, должны быть доступны для всех работников организации. Только при таком подходе система кадрового резерва будет создана и сможет нормально функционировать, повышая мотивацию и лояльность персонала.

Конкуренция. Принцип конкуренции подразумевает наличие нескольких кандидатов на одну руководящую должность.

Активность. Чтобы успешно сформировать кадровый резерв, все лица, которые задействованы в этом процессе, должны быть максимально заинтересованными, инициативными и активными. Особенно это относится к линейным менеджерам, ответственным за выдвижение кандидатов в кадровый резерв.

Обучение и развитие кадрового резерва компании

На основании результатов оценок кандидатов на включение в кадровый резерв нужно составить график развития, о котором говорилось выше. Разрабатывается такой документ сотрудниками отдела кадров и утверждается главой кадровой службы организации. Кроме того, этот документ необходимо согласовать с начальником отдела обучения и развития персонала и с непосредственным руководителем резервиста.

Мероприятиями, прописанными в плане, могут быть:

  • ротации по горизонтальному направлению;
  • система наставничества;
  • различные стажировки, тренинги и разноплановые семинары;
  • работа в составе проектных групп и так далее.

Стоит более подробно остановиться на такого рода мероприятиях:

Самообучение . Этот процесс проходит в полном соответствии с разработанным планом развития, для этого используются такие инструменты самообучения как:

  • профессиональная литература;
  • внешние вебинары;
  • различные видеоматериалы;
  • материалы из фонда корпоративной электронной библиотеки.

Семинары и тренинги обычно проводят в соответствии с общим графиком развития персонала. Такой документ, как правило, составляется на календарный год. При необходимости может быть добавлено специальное обучение, включающее в себя не только внутренние программы повышения квалификации, но и обучающие курсы от внешних поставщиков.

Ротации по горизонтальному направлению позволяют:

  • расширить профессиональный кругозор кандидата;
  • приобрести новый опыт, знания и умения, а также улучшить навыки кандидата, отдела и организации в целом.

Период нахождения резервиста на новом месте в результате горизонтальной ротации определяется матрицей требований, которые предъявляются к замещаемой должности.

Стажировка подразумевает приобретение опыта работы или повышение квалификации по выбранному направлению деятельности. Длительность этого процесса отражена в индивидуальном плане развития и зависит от преследуемой цели.

Система наставничества предполагает процесс, который регламентируется специальным Положением. При этом наставник выбирается на основании индивидуального плана развития работника, утвержденного куратором системы кадрового резерва.

Временно замещать основного руководителя могут только те резервисты, которые числятся в составе оперативного кадрового резерва. При этом участвовать в работе проектных групп могут представители не только оперативного резерва, но и стратегического внутреннего резерва, если так решит комитет по кадрам.

Управление кадровым резервом без ошибок: 7 промахов руководителей

Ошибка 1. Все равны. Большинство управленцев полагает, что необходимо одинаково относиться ко всем работникам. В связи с такой установкой сама мысль о формировании резерва кажется им неправильной и недостойной внимания. Такие менеджеры тратят не только время, но и деньги, пока не признают, что есть как более, так и менее ценные для компании специалисты. При этом более ценные сотрудники достойны большего внимания со стороны руководства. Только после осознания того, что выделять лучших – это вполне естественно и даже правильно, появляется возможность для формирования максимально эффективного кадрового резерва.

Ошибка 2. Ситуативность. Иногда случается так, что кадровый резерв в организации формируется «набегами», по мере появления соответствующего настроения у руководителей компании, а также по мере накопления денежных и временных ресурсов. При наличии такого подхода неуместно говорить об эффективном кадровом резерве. Для того чтобы резерв приносил пользу, процесс его формирования должен быть непрерывным.

Ошибка 3. Резерв как угроза. Некоторые руководители среднего звена отрицательно смотрят на саму идею формирования кадрового резерва, воспринимая всех кандидатов как угрозу самим себе. Чтобы избежать такого положения дел, тому человеку, который является ответственным за создание резерва, следует доводить до таких руководителей весь объем информации об их перспективах.

Ошибка 4. По протекции. Зачастую руководители формируют кадровый резерв из своих фаворитов в расчете на то, что, когда они станут менеджерами, работать с ними будет проще. Однако такие взгляды и действия сильно демотивируют остальных работников компании, а иногда становятся даже причиной их увольнения. Чтобы избежать такой ситуации, следует подробно описать процедуру формирования кадрового резерва и строго ее придерживаться.

Ошибка 5. Не по собственному желанию. Когда работник представляет интерес для руководителя как будущий потенциальный начальник одного из отделов, как правило, возникает желание включить его в состав кадрового резерва. Однако не все работники стремятся стать топ-менеджерами, и очень важно не давить и не принуждать даже в том случае, когда человек обладает необходимым уровнем знаний и профессионализма. В первую очередь, стоит опираться на пожелания самих сотрудников. Можно попробовать найти компромисс, но если это не удастся, лучше просто оставить подчиненного в покое.

Ошибка 6. На своей территории. Когда работник, входящий в состав кадрового резерва, является стажёром для дальнейшего замещения управляющей должности, ныне действующий менеджер может попытаться утаить какую-либо важную информацию от резервиста. Во-первых, чтобы защитить свои ноу-хау, а во-вторых, чтобы новичок не заметил ошибок в его работе. Вряд ли такая стажировка будет эффективной и полезной. Вероятнее всего, она снизит мотивацию резервиста. Поэтому очень важно, чтобы человек, ответственный за формирование резерва, тщательно следил за всеми процессами и выступал посредником между сотрудником и его руководителем.

Ошибка 7. Раздутый резерв. Формирование кадрового резерва должно осуществляться с учетом истинной потребности в тех или иных специалистах на сегодняшний день и с расчетом на будущее. Не стоит в данном случае следовать правилу «чем больше, тем лучше». Важно понимать, что если резервист не будет видеть реальных перспектив своего роста и развития в рамках данной компании, то он не будет мотивирован на обучение и освоение новых знаний.

На сегодняшний день в сфере обеспеченности хозсубъектов квалифицированными специалистами сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, интерес соискателей к работе гораздо больше, чем объем вакантных должностей, которые могут предложить различные российские компании. С другой стороны, HR-специалистам достаточно сложно найти подходящих по всем критериям работников, поскольку действительно квалифицированных кадров меньше, чем малоопытных и непрофессиональных. Если же им это удается, велика вероятность, что, спустя время, подобный работник уволится, изжив себя на данном рабочем месте. Решить эти, а также другие проблемы поможет формирование кадрового резерва организации. Что оно дает управленцу, какие цели преследует, с чего начинается и как осуществляется на практике? Эти и другие вопросы рассмотрены далее.

Содержание понятия «кадровый резерв», актуальность и цели его формирования

В современных рыночных реалиях формирование кадрового резерва (далее – ФКР) является действенным инструментом своевременного решения вопроса качественного замещения вакантных должностей. Впрочем, многие управленцы все еще не знакомы не только с этим процессом, но и с самим термином «кадровый резерв».

Кадровый резерв — это отобранная в ходе специального оценивания группа менеджеров высшего и среднего звена, обладающих требующимися для реализации управленческой деятельности навыками и знаниями и целенаправленно подготовленных для грамотного выполнения вмененного им функционала в случае необходимости. Чаще всего, она формируется в крупных коммерческих организациях. Впрочем, многие некоммерческие и общественно-политические учреждения также применяют этот инструмент в решении кадровых вопросов.

К нему прибегают в следующих случаях:

  • Бизнес-субъект успешно функционирует и развивается, создаются новые структурные подразделения и рабочие места. Наличие заранее отобранной команды компетентных управленцев позволит начать оперативную работу по завоеванию новых рыночных ниш и добиться в этом хороших результатов без расходования дополнительных временных и финансовых ресурсов на подходящих для этой работы кандидатов.
  • В хозсубъекте, деятельность которого достаточно специфична, наблюдается текучесть кадров, вследствие чего многие должности долгое время остаются вакантными. Собственная команда специалистов позволит оперативно ликвидировать пробелы в штатном расписании и обеспечить бесперебойную работу.
  • Компания нуждается в привлечении молодых и амбициозных работников. Найти таких бывает достаточно тяжело. Выходом из положения станет их отбор среди членов коллектива и спецподготовка.
  • Рыночная ниша, в которой функционирует организация, достаточно изменчива и требует оперативного реагирования. Обеспечить его может собственная команда грамотных специалистов.

Целевая направленность ФКР следующая:

  • Создание и поддерживание положительного имиджа компании;
  • Предупреждение возникновения кризисной ситуации, являющейся следствием увольнения руководящей штатной единицы;
  • Оперативное обеспечение бизнес-субъекта высокопрофессиональными и результативными сотрудниками, готовыми работать на реализацию определенной внутренней стратегии;
  • Мотивация потенциальных профессиональных управленцев, повышение их ответственности и лояльности к компании;
  • Минимизация расходов на оценивание и облучение нового сотрудника.

Принципы формирования кадрового резерва, его классификация

Как и любое другое важное решение, касающееся штата сотрудников, ФКР осуществляется с соблюдением таких принципов:

Классифицируют кадровый резерв следующим образом:

  1. С учетом подхода к его формированию – внешний и внутренний.

Внутренний резерв набирается из членов коллектива бизнес-субъекта. В свою очередь, он делится на:

  • запас ключевых специалистов (высокопрофессиональных работников с уникальными знаниями и навыками, способными к руководству и профессиональному росту в горизонтальном векторе);
  • административный резерв – подчиненные, способные продемонстрировать рост в вертикальном направлении;
  • оперативный – подготовленные руководители, способные незамедлительно приступить к своим обязанностям;
  • стратегический – потенциальные руководители.

Внешний резерв формируют перспективные практиканты, выпустившиеся из профильных учебных заведений, подходящие соискатели, по разным причинам не попавшие на собеседование, работники сторонних компаний, показавшие блестящие результаты в ходе мониторинга их достижений и карьерного роста.

Преимущества первого вида:

  • лучшая осведомленность отобранной штатной единицы о деятельности компании, ее организационно-правовой формой, культурой;
  • налаженные социальные и рабочие связи между членами коллектива и попавшим в резерв подчиненным;
  • лояльность резервиста к компании-нанимателю.

Недостатком является ограниченная штатом хозсубъекта вариативность выбора подчиненных в резерв.

Широкие границы выбора характерны для второго вида резерва, то есть внешнего. Это является его неоспоримым преимуществом. Отрицательной чертой является длительная адаптация субъекта к условиям компании, значительные расходы на его отбор и оценивание.

  1. В зависимости от вида деятельности – резерв развития и функционирования.

Сотрудники, включенные в состав резерва развития, проходят подготовку, обусловленную наличием перспективных изменений в деятельности хозсубъекта (производственной диверсификацией, запуском новых товаров, внедрением инновационных технологий).

Функциональный запас составляют работники, которым вменена обязанность обеспечивать эффективное функционирование бизнес-субъекта в дальнейшем.

  1. В зависимости от времени привлечения к работе – группы А (основная) и В (стратегическая, участники которой будут привлечены к выполнению обязанностей в ближайшие 12-36 мес.).

Алгоритм формирования резерва кадров

Результативное и эффективное ФКР имеет определенную последовательность, подразумевающую следующие этапы.

  1. Определение необходимости в кадровом запасе.

Подготовительный этап, на котором выявляется:

  1. Подбор сотрудников, составляющих резерв

Этап подразумевает реализацию следующих взаимодополняемых процедур:

  • ознакомление с информацией из документальных источников (личных дел подчиненных, их автобиографий, характеристик и резюме, аттестационных сертификатов и т.п.);
  • личная беседа с потенциальным резервистом для уточнения возникших вопросов;
  • моделирование различных ситуация и наблюдение за поведением в них штатной единицы;
  • оценивание рабочих итогов (эффективности работы и ее качества, индикаторов работы вверенного подчиненному подразделения) за определенный срок (на практике, в качестве него выбираются предыдущий и текущий года);
  • сравнение соответствия качеств работника должностным требованиям.

Так, отбор сотрудников в резерв начинается с собеседования, проводимого, чаще всего, сотрудником кадровой службы совместно с непосредственным начальником работника. В ходе него определяются:

  • стремления подчиненного работать на управленческой должности;
  • наличие у него соответствующих навыков (планирования, оперативного решения проблем, обнаружения и использования резервов), его подготовленность и образованность.

Желательно работника заранее проинформировать об интервью и обо всех требованиях, которые будут предъявляться к нему.

Если потребуется, к беседе могут привлекаться иные члены коллектива, с которыми у опрашиваемого, в процессе его работы в компании, были налажены рабочие и социальные связи.

В ходе определения его перспективности следует учитывать срок, оставшийся ему до пенсии, стаж и состояние здоровья, скрытый потенциал.

Среди важных критериев, которые учитываются при формировании системы качеств подчиненного, необходимо выделить основные:

  • его мотивированность, заинтересованность в решении рабочих вопросов и устранении конфликтов внутри коллектива, умение творчески мыслить и рисковать в пределах разумного;
  • компетентность, управленческие способности (полученное образование, практические навыки, стаж, гибкость, самостоятельность);
  • индивидуальные человеческие качества и имеющиеся возможности (отзывчивость, эмоциональная устойчивость, внимательность коммуникабельность, тактичность).

На практике, этап завершает различного рода оценка запасных сотрудников. Набор методик и инструментарий оценивания обширны и применяются в зависимости от поставленных задач, а также имеющегося бюджета. Наиболее востребованными являются:

  • психологическое ;
  • центр оценки.

Тестирование проводится дистанционно, что обуславливает наличие таких преимуществ:

  • работники принимают в нем участие в удобное для них время;
  • пройти тестирование одновременно может большое количество подчиненных;
  • весьма результативная и доступная методика.

На практике применяется после прохождения кадрами всех стадий оценки. В ходе него моделируются различные рабочие ситуации, что позволяет глубинно оценить действия кандидатов в резерв сотрудников и продемонстрировать имеющийся у них уровень развития компетенций. Он существует с 1954 года. Впервые его включила в свою исследовательскую программу корпорация AT&T. Спустя некоторое время центры оценки стали неотъемлемой частью практики управления работниками.

Проведение ассессмента регламентируется стандартами. Они разработаны во многих странах, таких, как Великобритания, Германия, ЮАР. Национальный стандарт имеется и в России. Его приняли в 2013 г.

Ассессмент-центр – достаточно востребованный метод оценки персонала, позволяющий подбирать оптимальных кандидатов на те или иные должности, продумывать программы повышения их квалификации, обеспечивать им карьерный рост, формировать действенную систему мотиваторов.

  1. Формирование списка кадрового резерва

После оценивания каждого отобранного сотрудника и их сравнения формируется предварительный резервный список. Для оптимизации кадровой работы он должен включать две такие части:

  1. Перечень работников, включенных в оперативный резерв. Они отобраны для замещения ключевых должностей и готовы начать работу либо незамедлительно, либо в скором времени (в ближайший месяц-квартал).
  2. Круг лиц, составляющих стратегический запас. В основном, это – молодые профессионалы, наделенные задатками лидеров, которые смогут занимать руководящие должности через несколько лет.

Одно и то же лицо может быть внесено в оба списка сразу.

Для того, чтобы избежать формального подхода к составлению списка, в процессе следует придерживаться таких требований:

  • замещаемые должности определяются согласно внутренней номенклатуре должностей и штатному расписанию и распределяются с учетом иерархии управленческих уровней;
  • обязательно указывается личная информация штатной единицы (начиная с ее Ф.И.О. и заканчивая наличием ученого звания);
  • должно быть указано точное время нахождения в резерве (дата зачисления в него);
  • желательно отметить результаты оценки профессиональных, деловых и личных качеств подчиненного, а также его потенциала; на практике также в документе фиксируются рекомендации и предложения по его самосовершенствованию;

Список составляется работниками кадровой службы на несколько лет (в идеале – 24 месяца) при взаимодействии с руководством структурных подразделений, после чего утверждается соответствующим приказом управленца компании.

Руководитель хозсубъекта вправе на свое усмотрение, вычеркнуть из списка неугодного кандидата, если посчитает, что тот не подходит по каким-либо критериям.

По мере необходимости, а также по истечении указанного в списке периода, состав резерва кадров пересматривается и корректируется с учетом вышеприведенного алгоритма действий.

  1. Спецподготовка отобранных кадров

На формировании списка ВКР не заканчивается. На практике часто требуется дальнейшая подготовка и даже обучение отобранных сотрудников. Для этого подбираются оптимальные методики, среди которых выделяют:

  • персональное обучение под кураторством действующего начальника;
  • стажировка в должности в компании-работодателе или стороннем бизнес-субъекте;
  • прохождение курсов переподготовки или в профильном учебном заведении;
  • производственная практика.

В зависимости от уровня охвата различают такие подготовительные программы:

  • общие – обучение управленческим навыкам, обновление теоретической базы;
  • специальная – обучение, создаваемое отдельно для каждой сферы деятельности, в которых функционируют работники;
  • персональная – обучение, рассчитанное на конкретного работника. учитывающее его особенности, имеющуюся теоретическую базу.

В рамках персональной подготовки сотруднику пр6едлагаются такие формы работы:

  • прохождение курсов ;
  • получение допобразования;
  • посещение лекций, семинаров, вебинаров, тренингов, других обучающих мероприятий;
  • профессиональная стажировка.

Положение о формировании резерва кадров

В идеале, основные направления работы с каровым резервом должны регламентироваться специальным внутренним Положением.

Традиционно он включает такие разделы:

  1. Общий, где приводится перечень вопросов, регулируемых документом, а также перечисляются главные задачи работы с запасом, указывается, что такое резерв, суть работы с ним, решаемые посредством его формирования вопросы, источники отбора кадров в резерв.
  2. Порядок образования резерва – устанавливает методологию создания резерва сотрудников в бизнес-субъекте.
  3. Методическая организация работы по созданию резерва.

В нем должны найти отражение следующие вопросы:

  • Расчёт резерва.
  • Отбор и оценка претендентов.
  • Анализ итогов оценки. Если они отрицательные, должно последовать исключение из резерва либо направление на допподготовку; если положительные – ходатайство о выдвижении на должность, если она вакантна.
  • Разработка и апробация программ подготовки кадров, находящихся в резерве.

Кроме этого, Положение может содержать всевозможные приложения (перечень прав и обязанностей стажера, требуемых для формирования личного дела подчиненного документов и т.д.).

Выгоды от формирования кадрового резерва

Преимуществ работы с кадровым резервом несколько.

Во-первых, это финансовая выгода, обусловленная минимизацией расходов на подбор, оценку и адаптацию новых сотрудников.

Во-вторых, существенная временная экономия, поскольку вакантные должности закрываются достаточно оперативно.

В-третьих, гарантированное наличие квалифицированного персонала, отобранного и обученного по программе, учитывающей специфику конкретного бизнес-субъекта.

В-четвертых, оказание содействия в карьерном росте подчиненных, за счет чего достигается их лояльность к нанимателю и снижение текучести кадров – трудящиеся не хотят увольняться из компании, сулящей подобные перспективы.

В-пятых, гарантия конкурентоспособности и стабильности бизнес-субъекта. увеличение продуктивности и результативности его деятельности.

Примеры кадрового резерва

Молодёжный кадровый резерв

Состоит из инициативных и перспективных студентов ВУЗов, применяющих полученные знания и навыки на практике с целью улучшения экономической ситуации на микро- и макроуровнях. Им дается возможность посещать различные мероприятия (тренинги, конференции, мастер-классы и прочие) с целью аккумулирования интеллектуальных навыков, а также стажироваться в органах госвласти, банковских учреждениях, иных государственных и негосударственных структурах. Это позволяет в сжатые сроки получить работоспособных и высококлассных специалистов.

Государственный резерв

В него также входят одаренные молодые россияне, но они находятся под полным патронажем Администрации и непосредственно Президента РФ. Он не менее перспективен и позволяет сформировать профессиональную команду профессионалов. Перечень качеств и навыков зависит от вакансии и законодательства.

Кадровый резерв гражданских служащих

Его формирование регламентируется профильным ФЗ № 79 от 27.07.2004 г. В ходе него особое внимание уделяется соблюдению демократических принципов назначения на должность субъекта (в зависимости от его качеств, а не личной симпатии), своевременной кадровой ротации, стимулированию карьерного роста управленческого персонала, беспристрастному оцениванию его работы.

Правительственный резерв

Его составляют креативные, мотивированные профессионалы, имеющие четкую гражданскую позицию и обладающие иными положительными характеристиками, способные работать в региональных госаппаратах управления, либо в Правительстве.

Подытоживая вышенаписанное, можно уверенно заявить, что кадровые резервы — это высокоэффективный и достаточно доступный инструмент управления штатом подчиненных, позволяющий оперативно решать разноуровневые кадровые вопросы и успешно реализовывать кадровую политику. Работа с кадровым резервом нацелена на удовлетворение множества тактических и стратегических потребностей бизнес-субъекта.