Что нужно знать о закупках, чтобы успешно закупать или продавать в соответствии с законодательством?
ВАЖНО. Основные нормативно-правовые документы и источники информации о закупочной деятельности.
Что нужно знать о тендерах? Участником закупки (тендера) может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком услугам и условиям исполнения договора (ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Любой заказчик, объявляющий конкурс на поставку товаров или оказание услуг, желает заключить договор с надежным поставщиком, который своевременно и качественно выполнит все свои обязательства. Любой покупатель хочет получить качественный товар именно тогда, когда он ему нужен – у кого-то от этого зависит непрерывность производства, в других – исполнение обязательств перед другим лицом. Проще говоря, любые проблемы с исполнением договора поставщиком приводят к тому, что заказчик рискует не выполнить уже свои обязательства перед кем-то еще. Поэтому конкурсная документация к тендерам всегда содержит перечень основных требований к претендентам на победу в конкурсе. Что это за требования?
Требования к финансовому положению для участия в тендерах по 223-ФЗ и по 44-ФЗ
Потенциальный участник закупки должен иметь удовлетворительное финансовое положение, а лучше – хорошее или даже отличное. Неприемлемым положением считается:
Все эти случаи позволяют заказчику автоматически отклонить вашу заявку в конкурсе как несоответствующую требованиям документации. Отсутствие указанных решений суда и процесса ликвидации в письменной форме подтверждается участником, при необходимости проверить достоверность ваших данных также не составит труда. Финансовое положение участника должно быть как минимум удовлетворительным, для подтверждения этого факта к заявке требуется как минимум приложить бухгалтерскую отчетность за прошедший год и за последний период текущего года.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков
Информация о претенденте должна отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков. Реестр доступен всем на Портале закупок zakupki.gov, проверка осуществляется с помощью функции поиска.
На момент подачи заявки на тендер участник не должен иметь долгов по налогам и сборам , срок уплаты которых уже наступил (в крайнем случае, задолженность не должна превышать 25% от балансовой стоимости активов поставщика). В зависимости от конкурса и заказчика это условие может меняться: может быть установлен и другой процент, а также указано исключительно полное отсутствие долгов перед бюджетом.
Потенциальный участник конкурса должен иметь возможность исполнения договора и опыт поставок аналогичного товара или выполнения аналогичных услуг. В зависимости от конкурса требование может распространяться на определенный период. Например, необходим опыт подобных поставок в течение последнего года, в течение последних трех лет и т.д. Для подтверждения этой информации необходимо заполнить определенные формы заявки, предоставить официальные отзывы от покупателей, копии исполненных договоров.
Рассматривая заявку конкретного участника, заказчик должен понять, что претендент может исполнить свои обязательства: что товар имеется на складе и находится в собственности поставщика – для посредников, что продукция будет произведена вовремя согласно представленному графику – для производителей и т.д.
Чтобы участник смог исполнить условия договора, он должен обладать необходимыми ресурсами , например:
Оценка заявки участника начинается с проверки соответствия перечисленным требованиям. Потом оценивается само коммерческое предложение и приложения к нему. На что обращают внимание заказчики?
ли требованиям:
Отдельно рассматриваются предложения, где поставщик предлагает аналоги товаров или услуг.
Каждый заказчик может предъявлять к потенциальным участникам свои требования, не противоречащие действующему законодательству. Перед составлением заявки на конкурс документацию нужно очень внимательно прочитать и отметить, что именно от вас требует заказчик.
Участие в закупке разделяется для поставщика на два отдельных этапа: поиск закупки и направление заявки на участие в ней.
Поиск открытой закупки сегодня может быть реализован несколькими способами: с помощью ЕИС, с помощью поисковика электронной площадки, или с помощью «агрегаторов». ЕИС содержит данные о всех закупках, но лишь в отношении регулируемых заказчиков. На электронной площадке можно найти данные и о чисто коммерческих закупках, но круг заказчиков ограничен лишь пользователями данной площадки. Помимо возможностей активного поиска электронная площадка предоставляет поставщику возможность пассивного поиска: поставщик, выбравший профильную для себя отрасль в настройках рассылки, получает сообщения о всех закупках, объявленных в данной отрасли.
После того, как потенциально интересная закупка тем или иным способом найдена, надо тщательно изучить документацию этой закупки. Если после изучения закупочной документации интерес к закупке не пропал, необходимо составить заявку. Заявка составляется в строгом соответствии с той формой, которая указана в закупочной документации.
До направления заявки можно путем «переговоров» с заказчиком устранить из документации условия, которые необоснованно обременяют поставщика или создают риск ограничения конкуренции. Каждое условие закупочной документации в том виде, в каком она существует на момент отправки заявки, обязательно для поставщика.
Если закупка проводится в традиционной – т.е. «бумажной» - форме, то заявка как правило направляется заказчику в запечатанном конверте с указанием на нём реквизитов процедуры, но без указания наименования поставщика. Если закупка проводится в электронной форме, то заявка направляется исключительно в виде электронного документа через электронную торговую площадку. По мнению Антимонопольной службы, при проведении электронной закупки незаконно требовать от поставщика предоставить копию заявки ещё и в бумажном виде. Более того, если заявка на участие в электронной закупке представлена лишь в бумажном конверте без использования электронной подписи, то заказчика обязан такую заявку отклонить.
Закупочная деятельность регулируемой организации в обязательном порядке должна соответствовать всем принципам, закреплённым в Законе № 223-ФЗ. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
Заказчик вправе установить ограничение по принадлежности к малому и среднему бизнесу, если это предусмотрено законодательно. Например, компании, долей которых владеет государство, обязаны производить часть закупок именно у субъектов МСП (субъект малого и среднего предпринимательства). Соответственно, заказчик заранее может указать это условие в конкурсной документации, и те, кто относится к крупному бизнесу, принять участие в нем уже не смогут.
ВАЖНО. Что не имеет права делать закупщик:
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
Кроме того, в рамках реализации принципа свободной конкуренции Закон № 223-ФЗ запрещает самому заказчику необоснованно ограничивать конкуренцию между поставщиками. То есть всегда, когда это возможно, процедура закупки должна быть конкурентной (в том числе запрос цен, запрос предложений и иные упрощённые).
Иногда продукцию невозможно закупить на конкурентной основе или такая закупка будет неэффективна. Принцип свободной конкуренции не должен входить в противоречие с принципом экономической эффективности, а потому для обеспечения такой эффективности заказчик может провести свою закупку на неконкурентных началах. Однако каждый случай ограничения конкуренции (например, проведение т.н. «прямой закупки», т.е. закупки у единственного поставщика) должен быть обоснован в Положении о закупке - таким обоснованием могут быть обстоятельства форс-мажора, закупка продукции естественной монополии и т.п.
К ситуациям, в которой возможно нарушение равенства участников закупки, относится установление в закупочной документации неизмеряемых требований . Такими требованиями могут быть «Наличие достаточного опыта в выполнении аналогичных работ», «Положительная репутация на рынке», «Наличие производственных мощностей» и т.п. При проведении закупки по Закону № 223-ФЗ каждое требование к участнику закупки должно быть выражено в количественных показателях, например: «Опыт работы в данной сфере не менее 5 лет», «Наличие не менее 10 завершенных контрактов с аналогичным предметом договора» и т.п.
ФЗ 223 был принят в 2011 году и обязал все компании осуществлять закупки прозрачнее и отчитываться по их результатам. В частности, разработать положение о закупках, разрабатывать и вовремя публиковать извещения и планы.
Одни компании руководствуются 223-ФЗ для проведения закупок с 2012 года, другие — с 2014. Это зависит в первую очередь от размера компании и ее типа:
Важно помнить, что:
223 ФЗ регулирует все закупки, осуществляемые компанией, вне зависимости от их цены;
договор мены по 223 ФЗ является закупкой и должен соответствовать требованиям закона;
сайт организации НЕ считается официальным ресурсам, где можно размещать положение о закупке: оно обязательно должно быть на сайте zakupki.gov.ru.
Требование к публикации положения на официальном ресурсе не относится к закупкам, предмет которых — государственная тайна и закупкам стоимостью до 100 или 500 тысяч рублей (в зависимости от годовой выручки компании).
Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей;
приобретение биржевых товаров на товарной бирже;
закупки в соответствии с 44-ФЗ;
закупки в области международного военно-технического сотрудничества;
международные договоры РФ;
договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности;
осуществление кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах по 223-ФЗ, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения . Для поиска торгов по 223-ФЗ можете использовать нашу .
Согласно Федеральному закону, документация может быть предоставлена в любой форме - бумажной или электронной. Более того, заказчик может потребовать плату за предоставление информации в бумажном виде: сроки и условия взимания платежа указываются в документации. Каждый потенциальный участник тендра может запросить разъяснения по документации: такое право за ним оставляет п. 10 ч. 10 ст. 4 ФЗ 223.
Итак, заказчик должен публиковать следующую информацию:
в течение 15 дней после утверждения — положение о закупке;
план закупки — не менее, чем на 1 год;
документы закупки (извещение, проект договора, протоколы и т.д.);
ежемесячные отчеты не позднее 10-го числа месяца;
изменения в договорах.
Средний срок плана закупок - 1 год. но для отдельных видов “товаров” установлен другой, более длительный период. Например, для инновационной, высокотехнологичной и лекарственной продукции — 3 года, а с 2015 г. — 5-7 лет. Как правило, договор имеет поквартальную разбивку и выглядит в виде простой таблицы:
Способ и форма закупки по 223 ФЗ может быть любой: право выбора остается за заказчиком:
у единственного поставщика (прямая);
торги (аукцион, конкурс или электронные закупки);
запрос котировок и предложений;
другие способы, обозначенные в положении о закупке.
Чтобы выбрать правильно способ проведения закупки, например аукцион по 223 ФЗ, нужно знать, какие из них используются для разных товаров и услуг.
Совет: только в электронной форме проводятся закупки полиграфии и канцелярии, медицинской аппаратуры, автомобилей и ремонт оргтехники и т.д. Исключение — закупки, предмет которых имеет отношение к государственной тайне, прямые и закупки для устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
За нарушение 223 ФЗ о закупках и участники, и заказчики несут ответственность. Какую — регламентирует ст. 7. В частности, согласно ч. 9 ст. 3, участник закупки может обжаловать действия или бездействие заказчика в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных в ч. 10 ст. 3.
Поводы для жалобы в ФАС:
неразмещение в единой информационной системе информации о закупке, о годовом объеме закупки, нарушение сроков публикации или недостоверность информации;
требования предоставить документы, не предусмотренные документацией;
осуществление закупки без утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения.
После рассмотрения жалобы ФАС выдаст виновнику предписание устранить нарушения или привлечет его к административной ответственности. Худший вариант развития событий для участника закупки — занесение компании в реестр недобросовестных поставщиков. Решение ФАС принимает на основании 135 ФЗ.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап . Он состоит из нескольких шагов:
Что касается , то в нем нужно предусмотреть следующее:
Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:
Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя . Это информация о закупках:
Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей . А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей . С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.
Главное, о чем нужно помнить - необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС . Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент - соблюдать все установленные сроки . Они таковы:
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
1. Положения № 223-ФЗ в новой редакции вступают в силу с 1 июля 2018 года (если иной срок напрямую не указан).
2. Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новой редакцией № 223-ФЗ (утверждены и размещены в ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. Если изменения в Положения о закупке не будут внесены, то после 1 января 2019 года такие Положения считаются не размещенными в ЕИС.
Закон не имеет обратной силы: если информация о закупке размещена в ЕИС до даты внесения изменения в Положение о закупке, то такая закупка осуществляется по правилам, действовавшим на дату размещения информации о закупке.
На сегодняшний день основной вопрос заказчиков, работающих по 223-ФЗ: когда же нужно вносить изменения в положение о закупке? И когда нужно начинать руководствоваться нововведениями в закон? 1 июля 2018 года или 1 января 2019 года?
В самом законе есть отсылочные нормы, также заказчики уповают на письма Минфина, где ведомство заявляет, что: «таким образом, до 1 января 2019 года заказчик вправе осуществлять закупки в соответствии с положением о закупке в редакции, действующей до приведения ее в соответствие с законом № 223-ФЗ, Законом № 505-ФЗ».
В предыдущей редакции закона было указано, что участник закупки - это любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
С 1 июля 2018 года, согласно 505-ФЗ, фраза «которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке» удалена из 223-ФЗ.
Определение Верховного суда РФ от 26.12.2016 по делу № А40-30177/2016
«… если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться в совокупности к такой группе лиц, а не к отдельно взятому ее участнику. Установление заказчиком требований к отдельным лицам, входящим в состав коллективного участника закупки, противоречит правовому смыслу коллективного участника закупки, а также целям и принципам Закона о закупках и нарушает положения частей 5, 6 статьи Закона…».
Вопрос: допускать ли к закупке аффилированных между собой участников?
Да, аффилированных участников заказчик обязан допустить к закупке. Заказчик отклоняет только заявки, которые не отвечают требованиям извещения и документации. Каких-либо ограничений для аффилированных лиц в Законе № 223-ФЗ не предусмотрено (см. письмо от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371).
Если заказчик установит запрет участвовать в закупках аффилированным лицам в документации или положении о закупке, он ограничит конкуренцию.
«Сама по себе аффилированность не доказывает, что участники вступят в сговор или недобросовестно выполнят контракт. Требование заказчика неправомерно и ограничивает конкуренцию» (решение ФАС от 25.05.2018 № 223ФЗ-360/18).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.
Заказчики вправе иметь как конкурентные, так и неконкурентные способы закупки, если это прописано в Положении о закупке.
Положением о закупке предусматриваются неконкурентные закупки.
Закупки у единственного поставщика + иные способы неконкурентных закупок. Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке.
Конкурентный способы закупки:
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом (ч.4 ст.447 ГК РФ)
Обязательное заключение договора - п.1 ст.447 ГК РФ
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Уступка права и перевод долга по обязательствам - п.7 ст.448 ГК РФ
Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.
Изменение условий - п.8 ст.448 ГК РФ
Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
Конкурентные закупки
С 1 июля 2018 года запрос предложений и запрос котировок не могут быть проведены на бумаге, предусмотрены либо электронная, либо закрытая форма.
В законе указано ((ч.2 ст.3 № 223-ФЗ) (ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ)
Стоит отметить, что ПП РФ 616 не изменено и не отменено.
Иные способы конкурентных закупок должны отвечать критериям отнесения к конкурентным закупкам и требованиям к порядку проведения закупок.
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из способов (размещение в ЕИС / направление приглашений);
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 № 223-ФЗ.
Описание предмета закупки: (ч.61 ст.3 № 223-ФЗ) - конкурентные закупки
При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
В описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
В случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент) ", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 № 223-ФЗ, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
«закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта»
…заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт );
государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
Обзор практики
Включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.
Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.
При этом указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика.
Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.
Остались неизменными требования к составу документации и указанию технических характеристик. В законе есть указание придерживаться принципов стандартизации.
Стандартизация
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком в документации не используются установленные в зак. о техническом регулировании, зак. о стандартизации требования, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В техническом задании, где мы описываем предмет закупки, необходимо указать:
Размещение информации о закупке (ч.5 ст.4 № 223-ФЗ)
При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом , в ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено № 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4. …
При закупке у единственного поставщика информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
Выводы (выдержки из закона):
При осуществлении любой закупки, кроме того, что прямо указано,
за исключением запроса котировок - в запросе котировок нет документации (только извещение),
у единственного поставщика информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке - размещается, если принято соответствующее решение,
информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено № 223-ФЗ и положением о закупке - иная информация / «неконкурентные закупки» …
Требования к извещению и документации есть только в конкурентных закупках!
Стоит отметить, что ПП РФ 908 не изменено и не отменено (некоторые части ступили в противоречие с 223-ФЗ).
Изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Сроки размещения извещения
Минимальный срок зависит от способа закупки
При закупке среди субъектов малого и среднего бизнеса сроки другие.
Любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.
Вопрос: заказчик в разъяснениях изменил предмет закупки. Нарушил ли он закон?
Заказчик покупал керамические кирпичи. В техническом задании написал размеры 250/125/65 мм. Один из участников в запросе разъяснений указал, что стандартный размер керамических кирпичей 250/120/65 мм согласно ГОСТ 530-2012. Заказчик согласился с замечанием и разъяснил, что требованиям отвечают кирпичи шириной 125 и 120 мм. Таким образом, заказчик изменил предмет закупки, что незаконно. По документации участники предлагают кирпичи шириной только в 125 мм, а согласно разъяснениям - 125 мм и 120 мм.
Вывод: разъяснения не должны менять предмет закупки и существенные условия договора. Если заказчик изменит предмет закупки, ответственный сотрудник заплатит штраф 2000-3000 руб., а организация - 5000-10 000 руб. (ч.4 ст.3.2 № 223-ФЗ, ч.7 ст.7.32.3 КоАП).
Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов, предусмотренных законом (должны быть прописаны в документации о закупке и не противоречить положению о закупке):
Вопрос: вправе ли заказчик указать в извещении примерное количество продукции?
Нет, не вправе. В извещении о закупке указывается точное количество товара, объем работ или услуг. Это предусмотрено п.3 ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ.
По итогам закупки нельзя заключить рамочный договор или договор о намерениях, в котором не указано количество товара, работ, услуг. (см. Постановление от 30.01.2018 № 07АП-11656/2017, А45-20642/2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда).
Вывод: право заказчика не во всех случаях + специальные условия для закупок у МСП.
Возврат обеспечения заявки (п.24 ПП от 11.12.2014 № 1352)
Денежное обеспечение заявок обязан вернуть в сроки, которые предусмотрены в извещении и документации.
При закупке только среди МСП заказчик обязан соблюдать крайние сроки: деньги необходимо вернуть в течение семи рабочих дней с даты, когда подписан итоговый протокол. Победителю деньги заказчик обязан возвратить не позднее семи рабочих дней с даты, когда заключен договор, или со дня, когда принято решение не заключать сделку.
ч.26 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ:
Обеспечение не возвращается в случаях, когда участник уклонился от заключения договора:
Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. В случае необходимости одобрения или обжалования договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты одобрения или вынесения решения.
Порядок заключения договора:
Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Участник конкурентной закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок.
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Конкурентная закупка в электронной форме (ч.1 — 12 ст.3 3 № 223-ФЗ)
В соответствии с ч.5 ст.3.3 Закона № 223-ФЗ все электронные документы при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с ч.1 ст.6 Закона № 63-ФЗ только использование усиленной квалифицированной электронной подписи обеспечивает признание электронного документа, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вывод: целесообразно осуществить перевыпуск сертификатов ключей электронных подписей, используемых при осуществлении закупок.
Электронная форма
В законе до определенного времени не было закреплено понятие электронной закупки.
В настоящее время в № 223-ФЗ отсутствует определение понятия «закупка в электронной форме».
Проведение такой закупки, в том числе подача заявок, предоставление заказчику доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений участников закупки о цене договора должно осуществляться посредством программно-аппаратного комплекса электронной площадки с сохранением конфиденциальности сведений об участниках закупки.
Закупка в электронной форме по смыслу № 223-ФЗ включает в себя все стадии осуществления закупки от публикации извещения до заключения договора.
Конкурентная закупка в электронной форме (ч.2 ст.3 № 223-ФЗ) (ч.1 — 12 ст.33 № 223-ФЗ):
При осуществлении конкурентной закупки в электронной форме размещение всей информации обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
Участнику конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме необходимо получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.
Оператором ЭП обеспечивается конфиденциальность информации:
Отбор ЭТП возможен, но с 01.07.2018 до проведения отбора - «бумажная» форма.
Случаи, когда заказчики применяют закрытые формы закупки (Часть 1 статьи 35 № 223-ФЗ в новой редакции):
Правительство РФ определяет перечень операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок.
Закупка в электронной форме - участники только субъекты МСП:
(ч.10 — 11 ст.3 4 № 223-ФЗ)
Вывод: с 1 июля 2018 года заказчики должны осуществлять закупки у субъектов МСП только на площадках, входящих в утвержденный перечень + должен быть доработан функционал отобранных ЭТП.
ЭТП по № 223-ФЗ для МСП
Правительством РФ в постановлении от 8 июня 2018 г. № 656 «Требования к ЭТП по № 44-ФЗ» - единые требования.
Правительством РФ в постановлении от 8 июня 2018 г. № 657 «Требования к ЭТП по № 223-ФЗ - дополнительные требования.
1. Акционерное общество «Агентство по государственному заказу
Республики Татарстан»
2. Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка »
3. Акционерное общество «Российский аукционный дом»
4. Акционерное общество «ТЭК - Торг»
5. Акционерное общество «Электронные торговые системы»
6. Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная
система торгов»
7. Общество с ограниченной ответственностью «РТС - тендер»
8. Общество с ограниченной ответственностью «Электронная торговая площадка ГПБ»
По Гособоронзаказу - Закрытое акционерное общество «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
При осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с № 44-ФЗ.
Оператор ЭТП заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень.
Субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном № 44-ФЗ.
Нет указания на порядок аккредитации с 1 января 2019 года (аккредитация в ЕИС с последующим доступом на все ЭТП).
В течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора.
Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.
По банковским гарантиям в 223-ФЗ ничего не прописано.
Положения статьи 3 4 № 223-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Закупки по № 223-ФЗ, где участниками могут быть только МСП будут осуществляться по новым правилам № 223-ФЗ только после отбора ЭТП, которые могут проводить такие закупки. До момента функционирования новых ЭТП закупки у МСП идут как раньше.
1. С этого года расширен перечень случаев, когда участники закупки вправе обжаловать действия заказчика в ФАС. Подать жалобу в антимонопольный орган участник вправе, если заказчик:
В перечень случаев обжалования не входит нарушение заказчиком требований 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе нарушение требований ч.1 ст.17.
Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами или заказчиками деятельности участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику или нескольким участникам преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Нарушения заказчиком антимонопольных требований к торгам, предусмотренных ч.1 ст. 17 135-ФЗ, при осуществлении процедур закупок в рамках 223-ФЗ с 31.12.2017 г. не могут быть предметом рассмотрения антимонопольного органа при административном обжаловании действий (бездействия) заказчика в порядке ч.10 ст.3 223-ФЗ о закупках.
С учётом внесённых поправок и исчерпывающего перечня оснований для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика в рамках 223-ФЗ, рассмотрение обращений участников закупки о нарушении заказчиком антимонопольных требований к торгам, предусмотренных ч.1 ст.17 135-ФЗ, может осуществляться антимонопольным органом с 31.12.2017г. только в рамках гл.9 135-ФЗ, то есть исключительно в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства.
2. Определён общий порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок и установлены особенности его применения
С 31.12.2017 г. в 223-ФЗ (ч.10 ст.3) определён следующий порядок обжалования действий заказчика:
3. Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст.18.1 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Особенности обжалования:
Любое лицо (?), в том числе не подававшее заявку на участие в закупке, имеет право с 31.12.2017 г. обжаловать действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки, что серьезно сдвигает баланс прав в сторону участников закупки, а также так называемых профессиональных жалобщиков. (это следует из буквального прочтения ч.3 ст.3 223-ФЗ)
Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок теперь напрямую привязан к ст.18.1 135-ФЗ.
В силу прямого указания ч.2 ст.18.1 135-ФЗ жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть подана только двумя категориями заявителей:
1)участники закупки, подавшие заявки вправе обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок;
2)«иные лица» (например: участники закупки, не подававшие заявки, корпорация развития МСП, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации) вправе обжаловать нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке, если в результате нарушения порядка организации и проведения закупки могут быть нарушены их права и законные интересы.
Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Рекомендуем видеозапись вебинара « », если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») - общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:
Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись . Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.